Разнотипные

АБРУКА (до 1903 г. "Limfjorden", до 1922 г. "Зосима", до 1938 г. "Eestimaa", до 1940 г. "Abruka", с 1941 г. "ВТ-564")
Полная вместимость 462 брт. Размерения 50.1 х 7.3 х 3.1 м. ГЭУ котломашинная, 88 н.л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший датский грузопассажирский пароход. Заложен в 1881 г. ("Lobnitz & Co", Рэнфрю, Великобритания), спущен 29.06.1881 г., вст. в строй в августе 1881 г. В 1903 г. продан российскому судовладельцу, приписан к порту Архангельск. После августа 1918 г. уведен в Эстонию и поступил в собственность частной судоходной компании. После вхождения Эстонии в СССР в 1940 г. национализирован и передан Эстонскому государственному морскому пароходству. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и включен в состав КБФ. Во время войны обеспечивал базирование кораблей ОВР. Сдан на слом в 1955 г.

АЭГНА (до 5.10.1935 г. "Adler", до 6.12.1935 г. "Seeadler", до 1940 г. "Aegna", с 1941 г. "ВТ-561")
Полная вместимость 617 брт. Размерения 62 х 7.64 х 5.3 м. ГЭУ котлотурбинная одновальная, 1200 л.с. Скорость 15 узлов. С 1912 г. ГЭУ котломашинная одновальная, 750 л.с., скорость 11 узлов.
Бывший германский пассажирский пароход. Построен в 1904 г. ("Howaldtswerke", Киль, Германия). С 13.11.1914 г. по 6.12.1918 г. входил в состав германского ВМФ, использовался в качестве госпитального и спасательного судна. В 1935 г. продан зстонскому частному судовладельцу. После вхождения Эстонии в состав СССР передан Эстонскому государственному морскому пароходству. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и в июле 1941 г. вошел в состав КБФ. 24 - 25.08.1941 г. совершил переход из Таллина (Таллинн) в Кронштадт. Во время войны обеспечивал базирование подводных лодок КБФ. Получил повреждения 23.11.1944 г. в результате аварии в Таллинском заливе, в 2-х каб. к северу от о. Аэгна, и затонул во время последовавшего шторма.

БАНГА (до 9.07.1915 г. и с ноября 1918 г. до 1939 г. "Vasa" , до ноября 1918 г. ТЩ №23, с 1939 г. "Banga", с 25.07 по 7.08.1941 - ПБ №11, с 7.08 по 7.09.1941 "ВТ-526")
Водоизмещение 800т. Размерения 52,4 х 7,4 х 3.2 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 330 (по другим данным 350) л.с. Скорость 9/8 (по другим данным 11) узлов, дальность 1100 миль.
Бывший финский грузопассажирский пароход. Построен в 1871 г. Мобилизован 13.10.1914 г. и вошел в состав БФ в качестве транспорта. 9.07.1915 г. переклассифицирован в тральщик. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 12.04.1918 г. из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Гельсинфорсе (Хельсинки), где 13 - 21.04.1918 г. захвачен финскими белогвардейцами и возвращен владельцу. С ноября 1918 г. находился в распоряжении частной эстонской фирмы, а в 1939 г. продан Латвии. При вхождении Латвии в состав СССР 5.08.1940 г. поступил в распоряжение Наркомата морского флота и 29.10.1940 г. включен в состав Латвийского государственного морского пароходства. 3.08.1941 г. мобилизован и 7.08.1941 г. вошел в состав КБФ в качестве транспорта и плавбазы (по другим данным с 29.07.1941 г. находился в отряде транспортов КБФ, мобилизован 10.09.1941 г. и с 25.09.1941 г. находился в Отряде кораблей р. Невы в качестве самоходной плавбазы). Осенью 1941 г. передан ОВР, а с июля 1943 г. использовался как плавбаза 6 дивизиона магнитных тральщиков КБФ. Погиб 28.11.1944 г. в результате навигационной аварии.

БЕССАРАБИЯ (до 11.09.1944 г. "Basarabia", с 1948 г. "Украина")
Полная вместимость 6406 брт (водоизмещение 6970 т, дедвейт 1646 т). Размерения 131.0 х 17.6 х 5.72 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2 х 5300 л.с. Скорость 21/16 узлов, дальность 5800 миль.
Бывший румынский грузо-пассажирский тепоход. Построен в 1938 г. ("Burmeister & Wеin", Копенгаген, Дания). С вступлением Румынии во Вторую мировою войну интернирован в Турции. В сентябре 1944 г. передан СССР и использовался в качестве транспорта (доставлял воинские пополнения, 14 - 15.01.1945 г. выполнил эвакорейс Констанца - Одесса, эвакуировал 325 чел.), затем использовался в качестве плавбазы ПЛ. В 1948 г. передан Черноморскому гос. морскому пароходству. Выведен из эксплуатации в марте 1987 г. и разделан на металл в Карачи (Пакистан).

Согласно Перечню № 18 плавбаза "Украина" (быв. теплоход "Бессарабия") числилась в составе ЧФ с 22.06.1941 г. по 10.08.1942 г. Видимо, в документе спутаны два судна, носившие в разное время одно и то же название, и, возможно, существовал план переоборудования транспорта "Украина" в одноименную плавбазу.

ВОЛГА
Водоизмещение 10500 т (полная вместимость 9965 брт). Размерения 140.2 х 17.04 х 8.93 м. ГЭУ котлотурбинная двухвальная, 55000 л.с. Скорость 14 узлов. Вооружение: 2 х 76.2/55 мм, 3 х 45/46 мм, 5 х 12.7 мм пулеметов ДШК. Экипаж 260 чел.
Бывший испанский пассажирский лайнер "Juan Sebastian Elcano". Построен в 1928 г. (Бильбао, Испания). Летом 1937 г. прорвался в СССР и был включен в состав Черноморского пароходства под названием "Волга". В начале войны мобилизован, вооружен и включен в состав ЧФ в качестве самоходной плавбазы. Ремонтного оборудования не имел, использовался для размещения личного состава. Обслуживал подводные лодки "Л-4", "Л-5", "Л-6", "Л-23", "Л-24", "Д-4", "Д-5", "С-31", "С-33". Разделан на металл после 1968 г.
Силуэт парохода ''Михаил''
ГЕРЦЕН (до 1919 г. "Михаил", с 20.9.1941 г. по 15.3.1942 г. "ГС-5")
Водоизмещение 2600 т. Размерения 78.9 х 9.6 х 3.2 м. ГЭУ котломашинная, 1500 л.с. Скорость 12/10 узлов, дальность 2000 миль.
Бывший грузопассажирский пароход. Построен в 1898 г. (Данди, Великобритания) Мобилизован 23.09.1914 г. и зачислен в состав БФ в качестве транспорта. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. С мая 1918 г. находился и порту на хранении. 25.01.1919 г. передан Главоду. Повторно мобилизован 16.08.1941 г. и 20.09.1941 г. включен в состав СФ в качестве госпитального судна. 15.03.1942 г. возвращен Северному государственному морскому пароходству. 18.02.1944 г. вновь принят от Наркомата морского флота, переоборудован в самоходную плавбазу судоподъема и 6.03.1944 г. включен в состав Беломорской флотилии СФ. В 1980-х гг. использовался в качестве отопителя под обозначением "ОТ-6".

Силуэт плавбазы ''Иртыш''
ИРТЫШ (до 1933 г. "Казань", до 1936 г. "Красная газета", до 1941 г. "Кронштадт")
Водоизмещение 2325 т. Размерения 86.8 (по перпендикулярам) х 13.2 х ? м. ГЭУ котломашинная одновальная. Скорость 9 узлов. Вооружение: 2 х 45-мм.
Бывший грузопассажирский пароход. Спущен в 1933 г. (Балтийский з-д, Ленинград), вст. в строй в 1936 г., и вошел в состав КБФ в качестве самоходной плавбазы подводных лодок. Участвовал в советско-финляндской войне. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал базирование кораблей КБФ.

Схему боковой проекции плавбазы "Иртыш" любезно предоставил К.Чуприн.

КАМА (до 9.07.1915 г. "Алексей", до осени 1917 г. №22, с 1921 г. "Алексей", до 29.10.1940 г. "Kalevipoeg", до 26.02.1943 г. "Калевипоэг" ("Коралл" - ?), до 20.11.1945 г. VS 1400 "Koralle")
Водоизмещение 750 т. Размерения 48.86 х 7.62 х 3.26 м. ГЭУ котломашинная, 292 л.с. Скорость 12/10 узлов, дальность 1080 миль. Вооружение: в 1915 - 1917 гг. 2 х 47 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый.
Бывший товаро-пассажирский пароход "Nordkusten". Построен в 1892 г. (Швеция). Приобретен русским частным судовладельцем в 1910 г. 13.10.1914 г. зафрахтован Морведом и включен в состав БФ в качестве транспорта, а 1.06.1915 г. призван по военно-судовой повинности, переоборудован в тральщик и 9.07.1915 г. вошел в боевой состав флота. С весны 1917 г. использовался в качестве плавбазы. 25.10.1917 г. вошел в состав Красного флота, но осенью 1917 г. сел на камни в р-не Або (Турку) и был оставлен экипажем. В 1921 г. поднят финскими спасателями и впоследствии поступил в распоряжение частной эстонской компании. С вхождением Эстонии в состав СССР был национализирован и 20.10.1940 г. включен в состав ЭГМП. К началу Великой отечественной войны находился в капитальном ремонте в пос. Локса и 9.08.1941 г. был оставлен в связи с невозможностью вывода при отходе советских войск. Захвачен германскими войсками и 26.02.1943 г. вошел в состав 14-й флотилии сторожевых судов ВМС Германии. В конце 1944 г. затонул во время шторма у берегов Латвии, был поднят и отбуксирован для ремонта в Данциг (Гданьск). 9.05.1945 г. захвачен советскими войсками в качестве трофея в Либаве (Лиепая) и 20.11.1945 г. зачислен в состав КБФ в качестве плавбазы. 21.02.1957 г. плавбаза выведена из эксплуатации и переформирована в плавказарму, а 5.04.1958 г. исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества.

КОТОВСКИЙ
Водоизмещение 1652 т (полная вместимость 1190 брт). Размерения 61.7 х 10.1 х 5.6 м. ГЭУ дизельная. Скорость 8 узлов.
Бывший пассажирский теплоход, построен в 1928 г. (Гамбург, Германия). С 23.06.1941 г. вошел в состав ЧФ в качестве санитарного транспорта. 23.12.1941 г. в связи с износом дизелей переформирован в несамоходную плавбазу. Использовался для базирования подводных лодок типа "М". После войны отремонтирован с заменой дизелей и находился в составе Черноморского пароходства до 1960-х гг.

Однотипный теплоход "Молдавия" использовался в качестве санитарного транспорта.

КРЕЧЕТ (до 12.08.1915 г. "У")
Водоизмещение 2844 т. Размерения 85.8 х 11.6 х 3.7 м. ГЭУ котломашинная, 3600 л.с. Скорость 13.5/12 узлов, дальность 2000 миль.
Бывший финский грузо-пассажирский пароход "Полярис". Построен в 1889 г. в Англии. Мобилизован 21.05.1915 г. и зачислен в состав БФ в качестве транспорта. 12.08.1915 г. переклассифицирован в посыльное судно. Во время Первой мировой войны использовался в качестве штабного корабля. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 20.12.1926 г. передан Совторгфлоту и исключен из состава РККФ. К началу Великой Отечественной войны входил в состав Дальневосточного пароходства. В 1941 г. повторно мобилизован и включен в состав ТОФ в качестве самоходной плавбазы ЭПРОН. 17.04.1942 г. разоружен и возвращен Дальневосточному пароходству. Потоплен 14.12.1942 г. японской артиллерией при стоянке на рейде Гонконга.

ЛЬВОВ
Водоизмещение стандартное 1927 т, полное 2468 т. Размерения 75.9 х 11.1 х 5.2 м. ГЭУ дизельная, 1500 л.с. Скорость 12.5 узла, дальность 4650 миль. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 4 х 45 мм, 2 х 20 мм, 1 х 12.7 мм и 8 х 7.62 мм пулеметов. Экипаж 108 чел.
Бывший испанский пассажирский лайнер "Ciudad de Tarragona". Построен в 1928 г. (Валенсия, Испания). Прорвался в СССР в июле 1938 г. и был включен в состав Черноморского пароходства. С 1939 г. носил название "Львов". Мобилизован 8.07.1941 г., вооружен, переоборудован в самоходную плавбазу и включен в состав ЧФ. Обеспечивал базирование подводных лодок типа "М". 17.12.1941 г. переформирован в санитарный транспорт. 31.05.1943 г. награжден орденом Красного Знамени. В 1946 г. возвращен Черноморскому пароходству и находился в эксплуатации до 1964 г.

Однотипный лайнер "Ciudad de Ibiza", получивший название "Белосток", использовался в качестве санитарного транспорта.
Силуэт учебного судна ''Асен''
МАНЫЧ (до 1912 г. "Atlantik", до 31.01.1917 г. ""Иван Бургхардт", до 12.07.1921 г. транспорт №175, до 17.03.1922 г. "Нестор Летописец", до 1925 г. "Утриш", до 9.09.1944 г. "Асен", с 1945 г. “Никола Вапцаров”)
Водоизмещение стандартное 240 т. Размерения 33,2 х 6,72 х 3,35 м. ГЭУ дизельная, 110 л.с. Скорость 7 уз. Вооружение: 1 х 37-мм, 3 х 20-мм зен.
Бывшее китобойное железное одномачтовое парусно-моторное судно. Построен в 1907 г. в Нидерландах. В 1912 г. куплен российским частным судовладельцем и перестроен в моторное грузоопассажирское судно. Сохранил парусное вооружение гафельной шхуны. 31.01.1917 г. призван по военно-судовой повинности и переформирован в транспорт. 16.12.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 1.05.1918 г. захвачен германскими войсками в Севастополе. В ноябре 1918 г. перешел в руки англо-французских интервентов. В середине ноября 1920 г. захвачен частями РККА, национализирован и сдан Главоду. С 18.07.1924 г. в распоряжении Совторгфлота, работал на линии Одесса - Севастополь. 15.05.1925 г. захвачен беженцами из СССР и угнан в Болгарию, где был конфискован, продан частному судовладельцу как рыболовное судно, а 20.04.1931 г. вошел в состав ВМС Болгарии в качестве учебного судна. Во время Второй мировой войны использовался в качестве учебного минного заградителя. 9.09.1944 г. захвачен в Варне советским десантом в качестве трофея, уведен в Севастополь, перевооружен, переклассифицирован в плавбазу КАТЩ и зачислен в состав ЧФ. 19.04.1945 г. возвращен Болгарии, снова переклассифицирован в учебное судно и передан Морскому училищу. Списан 5.06.1956 г. и в сентябре 1958 г. разделан на металл.

Силуэт парохода ''Пахтусов''
МАЯК (до 1.01.1932 г. "Пахтусов")
Водоизмещение 1545 т. Размерения 53.1 х 7.9 х 4.4 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 400 л.с. Скорость 8/7 узлов, дальность 4400 миль. Экипаж 52 чел.
Построен в 1898 г. в Англии. Первоначально числился пароходом и до 17.07.1916 г. входил в состав БФ. 27.09.1907 г. переклассифицирован в транспорт, а 7.07.1915 г. - в гидрографическое судно. Участвовал в Первой мировой войне. 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и интервентами в Архангельске. В марте 1920 г. оставлен белогвардейцами при эвакуации. 18.04.1920 г. включен в состав Гидрографической экспедиции Белого моря. 26.05.1922 г. переведен в состав Убеко Севера, летом 1933 г. - в состав Северной военной флотилии и 11.05.1937 г. - СФ. В 1939 г. переформирован в самоходную плавбазу. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивал базирование малых охотников за подводными лодками. Имел бортовой №105. Потоплен 6.10.1943 г. авиацией противника в Кувшинской Cалме. Поднят в 1944 г. и 12.04.1944 г. включен в состав ОВР главной базы СФ в качестве отопителя. Сдан на слом после войны.

НЕВА
Водоизмещение 13300 т (полная вместимость 8489 брт). Размерения 137.3 х 17.6 х 9.33 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 5800 л.с. Скорость 14.7/10 узлов, дальность 3026 миль. Вооружение: 3 х 76.2 мм, 6 х 45 мм, 8 пулеметов. Экипаж 347 чел.
Бывший испанский пассажирский лайнер "Essequibo". Построен в 1914 г. (Белфаст). Приобретен СССР в 1935 г. В 1939 - 1940 гг. переоборудован в плавбазу и включен в состав ЧФ. В октябре 1941 г. находился в распоряжении Туапсинской ВМБ, использовался для базирования подводных лодок типа "Декабрист" (по другим данным - типа "Щ"). Оборудование плавбазы позволяло выполнять сварочные, кузнечные и станочные работы. С 1946 г. использовался как учебный корабль. В 1957 г. переведен на ТОФ, использовался в качестве плавказармы на Камчатке. Продан на слом в Японию в 1970-х гг.

ОВСГ-1 (до 1933 г."Carl Legien", до ноября 1944 г. "Alba Julia", с 1946 г. "Николаев")
Полная вместимость 5708 брт. Размерения 124.9 х 16.5 х ? м. ГЭУ котломашинная (с 1929 г. - с турбиной отработанного пара), 2850 (до 1929 г. 2850) л.с. Скорость 12 (до 1929 г. 11) узлов.
Бывший германский грузо-пассажирский пароход. Спущен 20.05.1922 г. ("Marinewerft", Вильгельмсхафен, Германия), вст. в строй 16.12.1922 г. В 1933 г. продан румынской судоходной компании. Во время Второй мировой войны выполнял функции военного транпорта. Участвовал в эвакуации германских войск из Крыма. 18.04.1944 г. поврежден советской авиацией, остался без хода и был отбуксирован в Констанцу. Осенью 1944 г. захвачен советскими войсками в качестве трофея и использовался для базирования торпедных катеров ЧФ. В конце 1945 г. передан Черноморскому государственному морскому пароходству. В 1958 г. вошел в состав плавсредств службы аварийно-технических и судоподъемных работ пароходства в качестве плавбазы. Выведен из эксплуатации в 1960 г. и в 1962 г. сдан для разделки на металл.
Силуэт тральщика ''Батум''
ОЧАКОВ (до 1921 г. "Батум", до 16.02.1937 г. "Игнатий Сергеев")
Водоизмещение 1273 т. Размерения 73.0 х 10.5 х 5.0 м. ГЭУ котломашинная, 1000 л.с. Скорость 10.5/8.8 узла.
Бывший грузопассажирский пароход. Построен в 1896 г. в Англии. Мобилизован 20.12.1914 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в Первой мировой войне. Весной 1918 г. разоружен и возвращен владельцу. 13.06.1935 г. принят от Наркомвода и 16.07.1935 г. в качестве учебного судна включен в состав отряда учебных кораблей ЧФ. 28.04.1938 передан в состав плавсредств бригады ПЛ ЧФ и переклассифицирован в самоходную плавбазу. Во время Великой Отечественной войны обеспе­чивал базирование и боевую деятельность подводных лодок и торпедных катеров ЧФ. После войны сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл.

ПАМЯТЬ КИРОВА (до 1901 г. "Ardova", до 1916 г. "Andros", до 1935 г. "Haugland")
Полная вместимость 3153 брт. Размерения 99.11 (между перпендикулярами) х 14.35 х 7.57 м. ГЭУ котломашинная, 281 (по другим данным 283) н.л.с.
Бывший английский грузовой пароход. Построен в 1896 г. ("Blyth Shipbuilding & Dry Dock Co Ltd", Блайт, Великобритания). В январе 1901 г. продан греческим судовладельцам, а в 1916 г. приобретен норвежским судовладельцем. В октябре 1933 г., следуя из Роттердама в Мурманск в балласте, во время шторма получил повреждения и был выброшен на камни в р-не Ара-губы. Поднят ЭПРОН, после отказа собственника от судна отремонтирован, в 1935 г. передан Севрыбтресту и переоборудован в плавучий рыбозавод. С началом Великой Отечественной войны мобилизован, переоборудован в плавбазу и 1.09.1941 г. вошел в состав СФ. По окончании войны возвращен владельцу, использовался в качестве плавучего общежития работников рыбкомбината. В 1948 г. переведен в Калининград и в начале 1960-х гг. разделан на металл.

ПРИМОРЬЕ (до 1914 г. "Signal", до 1915 г. "N.1", до 1924 г. "Bulga", до 1930 г. "Hai Yen")
Полная вместимость 1658 брт. Размерения 76.42 х 11.00 х 5.45 м. ГЭУ котломашинная, 800 л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший датский грузовой пароход. Спущен 23.11.1903 г. ("Howaldts-Werke", Киль, Германия), вст. в строй в январе 1904 г. Задержан 23.08.1914 г. в Брисбене (Австралия). В 1915 г. реквизирован и поступил в распоряжение австралийской правительственной пароходной линии (Australian Government Line of Ships). В 1923 г. продан австралийскому, а в 1924 (по другим данным в 1925) г. - китайскому судовладельцу. В 1930 г. приобретен СССР и вошел в состав Дальновосточной главной конторы Совторгфлота. В 1932 г. зачислен в состав Морских сил Дальнего Востока. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве плавбазы. Вероятно впоследствии был передан Минморфлоту, поскольку сообщалось об исключении судна в 1960 г. из Регистра СССР. В 1972 г. еще использовался как плавучее общежитие при строительстве порта в зал. Врангель.

Силуэт парохода ''Тосно''
СМОЛЬНЫЙ (до 31.12.1922 г. "Тосно")
Водоизмещение 5200 т. Размерения 100.6 х 13.8 х 5.2 м. ГЭУ котломашинная 2500 л. с. Скорость 11.2/8 узлов, дальность 3400 миль. Вооружение: 5 х 45-мм, 4 пулемета.
Бывший грузопассажирский пароход. Построен в 1907 г. в Англии. Мобилизован 19.03.1916 г. и зачислен в состав БФ в качестве транспорта-базы. Участвовал в Первой мировой войне, Февральской революции и гражданской войне. 25.10.1917 пере­шел на сторону Советской власти. Прошел кап. ремонт в 1937 - 1938 гг. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивал базирование и боевую деятельность подводных лодок КБФ. В середине 1950-х гг. разобран на металл.

УМБА (до 1921 г. "Кереть", бортовой №101)
Водоизмещение 1350 т. Размерения 59.6 х 9.1 х 3.6 м. ГЭУ котломашинная, 825 л.с. Скорость 10/8 узлов.
Бывший товаро-пассажирский пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1910 в Англии. Мобилизован 15.04.1920 г. и включен сначала в состав Беломорской флотилии а 24.04.1920 г. - в состав Морских сил Северного моря. 25.06.1920 г. возвращен Мортрану. 15.06.1933 г. включен в состав Северной военной флотилии в качестве самоходной плавбазы. 11.05.1937 г. вошел в состав СФ. С 15.10.1939 г. по 22.06.1941 г. использовался в качестве учебного корабля. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивал базиро­вание и действия подводных лодок СФ.

УРАЛ (до 1914 г. "Prinz Eitel Friedrich", до 1944 г. "Otsego", с 9.01.1952 г. "Долинск")
Водоизмещение 8080 т (полная вместимость 4639 т). Размерения 117.35 х 13.87 хх 8.14 м. ГЭУ котломашинная, 2 х 1200 л.с. Скорость 11.5/10.5 узла. Вооружение: 1 х 127-мм, 6 х 20-мм
Бывший германский грузо-пассажирский пароход. Заложен в 1901 г. (Гамбург, Германия), спущен 8.12.1901 г., вст. в строй 6.04.1902 г. В 1914 г. задержан и интернирован в Нью-Йорке, а 6.04.1917 г. конфискован правительством США и введен в состав своего торгового флота. 9.12.1944 г. передан советской закупочной комиссии в качестве компенсации за погибший пароход "Ильич" и вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. 13.08.1945 г. мобилизован и вошел в соостав ТОФ в качестве плавбазы ТКА. Участвовал в освобождении Южного Сахалина в августе 1945 г. 17.09.1945 г. исключен из состава ВМФ и возвращен Дальневосточному пароходству. 5.03.1955 г. выведен из эксплуатации, использовался как учебно-производственный комбинат ДВМП.

ЭНГЕЛЬС (с 24.2.1942 г. по 27.2.1943 г. "БРН-3")
Водоизмещение 350 т. Размерения 35.3 х 4.3 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 40 л. с. Скорость 6 узлов.
Бывший речной грузовой пароход. Построен в 1900 г. (СПб). Мобилизован 13.7.1919 г. и включен в состав Онежской флотилии. 18.11.1919 возвращен Главоду. Повторно мобилизован 20.10.1941 г. и 14.11.1941 г. включен в состав КБФ в качестве самоходной плавбазы. 24.02.1942 г. перекласссифицирован в брандвахтенное судно. 27.02.1943 г. возвращен Северо-Западному речному пароходству.

ЯКОРЬ
Водоизмещение 310 т. Размерения 32.0 х 6.0 х 3.5 м. ГЭУ котломашинная, 350 л.с. Скорость 9/7 узлов.
Бывшее норвежское китобойное судно "Рио Кунене". Построен в 1915 г. в Норвегии. 14.07.1915 г. куплен русским правительством, переоборудован в тральщик и включен в состав БФ. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Участвовал в гражданской войне. Прошел кап. ремонт с 21.09.1920 г. по 22.04.1921 г.и в 1938 г. С 9.08.1923 г. находился в порту на хранении. 27.11.1930 г. расконсервирован, передан з-ду «Коминтерн» и переклассифицирован в посыльное судно. В 1938 г. принят в состав ВМФ и переформирован в опытовое судно. Во время Великой Отечественной войны использовался в качестве самоходной плавбазы бригады ПЛ КБФ.

Силуэт сетевого заградителя типа ''Березина''
ЯУЗА
Водоизмещение 450 т. Размерения 50.5 х 8.8/16.7 х 2.0 м. ГЭУ дизельная, 600 л. с. Скорость 8.5/6.5 узла, дальность 2000 миль. Вооружение: 2 х 102 мм, 1 х 76 мм, 2-3 пулемета (первоначально 2 х 76-мм). Экипаж 47 чел.
Бывший сетевой заградитель. Заложен в 1917 г. (Коломна) по типу колесного буксирного теплохода, спущен в 1918 г. вст. в строй в 1919 г. 12.05.1919 г. прибыл с Волги в Петрозаводск и 29.05.1919 г. вошел в состав Онежской флотилии. Участвовал в гражданской войне (Видлицкая 26 - 28.6.1919 г. десантная операция). 14.05.1920 г. перечислен в состав БФ и переклассифицирован в тральщик. 17.10.1923 г. возвращен в класс сетевых заградителей. С 13.02.1925 по 16.1.1928 гг. находился в порту на долговременном хранении. 7.05.1926 г. переформирован в учебное судно, 1.08.1929 г. — в посыльное судно и в 1930 г. — вновь в учебное судно. С 20.09.1939 г. использовался в качестве самоходной плавбазы. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн обеспечивал действия кораблей КБФ.

Главная