Тип "Эльпидифор" - 4 единицы

Проектировались и строились как многоцелевые корабли, в частности, могли быть использованы как десантные суда или тральщики.
Силуэт канонерской лодки типа ''Эльпидифор''
1. КРАСНАЯ АБХАЗИЯ (до 15.09.1918 г. "Т-313", до 20.12.1923 г. "Эльпидифор №413", с 28.03.1947 г. "Курсограф", с 15.09.1949 г. "Ингул")
Водоизмещение 1400 т. Размерения 74.67 х 10.36 х 3.63 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 2 х 375 л.с. Скорость 8.5/6 узлов, дальность 2300 миль. Вооружение: 3 х 130/55 мм, 2 х 76.2-мм Лендера, 2 х 45-мм, 2 х 37-мм, 4 х 12.7-мм пулемета ДШК, 1 х 12.7-мм пулемет "Виккерс", 180 мин обр. 1926 г. или "КБ", тралы Шульца и придонный. Экипаж 169 чел.
Заложен 16.11.1916 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущен 16.05.1920 г., вст. в строй 11.10.1920 г. и вошел в состав Морских Сил Черного моря в качестве канонерской лодки. До 29.02.1922 г. использовался как тральщик. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. Прошел кап. ремонт в 1934 - 1935 гг., 1940 - 1941 гг. и в 1943 г. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25 - 26.12.1941 г., высадке десанта в р-не Станичка - Юж. Озерейка 4.02.1943 г. 22.07.1944 г. награжден орденом Красного Знамени. 28.03.1947 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в гидрографическое судно. 25.06.1949 г. переклассифицирован в кабельное судно. Исключен из списков ВМФ 2.06.1959 г. в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

2. КРАСНЫЙ АДЖАРИСТАН (до 15.09.1918 г. "Т-314", до 20.12.1923 г. "Эльпидифор №414", с 6.03.1947 г. блокшив №1, с 16.05.1949 г. "БШ-6")
Водоизмещение 1400 т. Размерения 74.83 х 10.39 х 3.51 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 2 х 375 л.с. Скорость 8.7/6.8 узла, дальность 2300 миль. Вооружение: 2 х 130/50 мм, 1 х 85-мм "90-К", 2 х 76.2-мм "34-К", 2 х 45-мм, 2 х 37-мм, 5 х 12.7-мм пулеметов, 160 мин обр. 1926 г. или "КБ", тралы Шульца и придонный. Экипаж 169 чел.
Заложен в 1916 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущен в 1920 г., вст. в строй в апреле 1921 г. и вошел в состав Морских сил Черного моря. До 29.02.1922 г. использовался как тральщик. Прошел кап. ремонт в 1934 - 1935 гг. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. С 26.03 по 3.06.1940 г. использовался в качестве опытового судна. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25 - 25.12.1941 г., высадке десантов в Судак 14 - 16.01.1942 г., Южную Озерейку 4.02.1943 г. и Станичку 5.02.1943 г. 27.09.1945 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в самоходную плавбазу. 6.03.1947 г. переклассифицирован в блокшив. Исключен из списков ВМФ 21.02.1951 г. в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

3. КРАСНАЯ АРМЕНИЯ (до 15.09.1918 г. "Т-316", до 13.09.1924 г. и с 15.11.1924 г. до 5.02.1925 г. "Эльпидифор №416", с 13.09.1924 г. до 15.11.1924 г. ТЩ №22, до 31.10.1939 г. "Красный Крым")
Водоизмещение 1400 т. Размерения 74.83 х 10.39 х 3.51 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 2 х 375 л.с. Скорость 6/5 узлов, дальность 1150 миль. Вооружение: 3 х 130-мм, 1 х 7.62-мм пулемет, тралы Шульца и придонный.
Заложен в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущен в 1920 г. 23.07.1921 г. передан Главоду Наркомата путей сообщений в недостроенном состоянии. 15.11.1924 г. зачислен в списки Морских сил Черного моря в качестве тральщика. 22.06.1926 г. переклассифицирован в минный заградитель, а 15.06.1928 г. - в канонерскую лодку. 11.01.1935 г. вошел в состав ЧФ. Прошел кап. ремонт в 1939 - 1940 гг. С 9.08 по 13.11.1940 г. входил в состав Дунайской флотилии. Участвовал в обороне Одессы. Погиб 22.09.1941 г. от ударов германской бомбардировочной авиации в р-не Тендровской косы. Поднят по частям и сдан на слом в 1949 г.

4. КРАСНАЯ ГРУЗИЯ (до 15.09.1918 г. "Т-317", до 13.09.1024 г. "Эльпидифор №417", до 12.02.1925 г. "ТЩ №23")
Водоизмещение 1400 т. Размерения 74.83 х 10.39 х 3.51 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 2 х 375 л.с. Скорость 8.7/6.8 узла, дальность 2300 миль. Вооружение: в 1941 г. 3 х 130-мм, 2 х 76.2-мм, 2 х 45-мм, 2 х 37-мм, 5 х 12.7-мм пулеметов, 180 мин обр. 1926 г. или "КБ", тралы Шульца и придонный. Экипаж 169 чел.
Заложен в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущен в 1922 г., вст. в строй 30.10.1923 г. и вошел в состав Морских сил Черного моря. 18.03.1926 г. переклассифицирован в минный заградитель, а 28.06.1928 г. - в канонерскую лодку. Прошел кап. ремонт в 1925 - 1926 гг. и в 1938 г. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25 - 26.12.1941 г., высадке десантов в Григорьевку 22.09.1941 г., Станичку и Южную Озерейку 4 - 7.02.1943 г. Потоплен 27.02.1943 г. в Цемесской бухте торпедными катерами противника. Остов корабля в 1970-х гг. еще существовал.

Однотипный корабль "Красная Молдавия" ("Т-322") использовался в годы войны как танкер, а "Валерий Чкалов" ("Эльпидифор №418") был переоборудован в тральщик (см. "Тральщики").

Главная