Тип "Исса" - 4 единицы

Силуэт канонерской лодки ''Vanemuine'' (''Исса'')
1. ИССА (до 1915 г. "Император Александр III", до 16.06.1917 г. "Император", до 1919 г. "Президент", до 22.03.1941 г. "Vanemuine")
Водоизмещение 291 т. Размерения 37.85 х 6.25 х 1.9 м. ГЭУ котломашинная, 2 х 208 л.с. (с 1923 г. 300 л.с.) Скорость 10 узлов, дальность 300 миль. Вооружение: 2 х 76-мм, 1 х 45-мм, 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 48 чел.
Бывший товаро-пассажирский пароход, построен в 1914 г. (Варкаус, Финляндия). В августе 1915 г. приобретен Морведом и зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти и вошел в состав красной Чудской флотилии. 28.10.1918 г. уведен из Раскопеля в Псков под германский контроль. 20.12.1918 г. отбит войсками красных, но 14.01.1919 г. захвачен эстонскими войсками и 27.01.1919 г. вошел в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии. 25.03.1920 г. разоружен и передан в аренду эстонской судоходной компании, оставаясь в резерве для переоборудования в канонерскую лодку. В 1933 г. снова включен в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии в качестве канонерской лодки. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. вошел в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и включен в состав Чудской флотилии. 22 - 23.07.1941 г. поврежден авиацией противника, 2.08.1941 г. разоружен и оставлен на мели в устье р. Ранапунгерья, где к 6.08.1941 г. окончательно затонул. Поднят к концу сентября 1941 г. германскими саперами, отремонтирован и под наименованием "Vanemuine" использовался как каботажный пароход. Поврежден 26.08.1944 г. советской авиацией в устье р. Ранапунгерья и при отходе германских войск в сентябре 1944 г. затоплен. Поднят после войны, доставлен в Тарту и поставлен в отстой в ожидании восстановления. После 1953 г. сдан на слом.

Силуэт канонерской лодки ''Нарова''
2. НАРОВА (до 1919 г. "Юрьев", до 22.03.1941 г. "Tartu")
Водоизмещение 110 т. Размерения 39.2 х 6.3/10 (по кожухам колес) х 0.8 м. ПМ 120 л.с. Скорость 11 узлов. Бронирование 6 мм. Вооружение: 3 х 45 мм.
Бывший колесный служебный пароход МПС, построен в 1897 г. ("Ланге и сын", Рига). В 1915 г. призван по военно-судовой повинности и 9.09.1915 г. вошел в состав Чудской флотилии. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками в Пскове и включен в состав отряда судов оз. Пейпус (Чудского) под названием "Graf Kirchbach". В конце 1918 г. при уходе германских войск из Тарту продан частному судовладельцу. 20.12.1918 г. отбит войсками РККА, но впоследствии захвачен эстонскими войсками и 2.03.1919 г. включен в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ, а 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. 22.07.1941 г. поврежден авиацией противника и 23.07.1941 г. затоплен в устье р. Омедо. Поднят в сентябре 1941 г. германскими саперами, отремонтирован и получил название "Heimatland". Потоплен советской авиацией 26.08.1944 г. на р. Эмайыги. Поднят после войны, доставлен в Тарту и сдан на слом.

3. ПЛЮССА (до 1920 г. "София", до 22.03.1941 г. "Ilmatar", с 1946 г. "София")
Водоизмещение 230 т (вместимость 135 брт). Размерения 36.6 х 6.4/10.9 (по кожухам колес) х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 240 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 24 чел.
Бывший колесный товаро-пассажирский пароход, построен в 1857 г. Прошел кап. ремонт в 1906 г. В августе 1915 г. приобретен Морведом и 9.09.1915 г. зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии. Затоплен экипажем 20.05.1918 г. в Раскопеле во избежание захвата противником. Поднят в июле 1919 г. белыми и 12.08.1919 г. доставлен в Псков на ремонт. 24.08.1919 г. при уходе белых из Пскова на буксире уведен к Талабским о-вам, а 6.09.1919 г. приведен в Тарту. В ноябре 1919 г. вошел в Чудский дивизион ВМС Эстонии. Разоружен в 1922 г. и использовался в качестве грузового парохода. С 1936 г. находился в резерве озерного дивизиона ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в состав Отряда учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. В июле-августе 1941 г. из-за неисправности механизмов находился без хода и использовался как плавучая батарея. 25.07.1941 г. разоружен и посажен экипажем на мель в устье р. Ранапунгерья, но вскоре снят с мели и 3 - 5.08.1941 г. вновь введен в строй. 11.08.1941 г. поврежден авиацией противника и затоплен экипажем в устье р. Ранапунгерья. Поднят германскими саперами в сентябре 1941 г., отремонтирован и переименован в "Ilmatar". 26.08.1944 г. потоплен советской авиацией на р. Эмайыги. В 1946 г. поднят, доставлен в Псков, передан Чудскому пароходству и переоборудорован в несамоходную баржу. Выведен из эксплуатации в 1950 г. и сдан на слом в середине 1950-х гг.

Силуэт канонерской лодки ''Эмбах''
4. ЭМБАХ (до 1915 г. "Ганза", до 1919 г. "Ольга", до 22.03.1941 г. "Ahti")
Водозмещение 115 т. Размерения 28.6 х 4.9 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 200 л.с. Скорость 10 узлов, дальность 280 миль. Бронирование 6 мм. Вооружение: 2 х 45-мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 45 чел.
Бывший буксирно-пассажирский пароход, построен в 1908 г. ("Ланге и сын", Рига). 25.08.1915 г. призван по военно-судовой повинности и 7.09.1915 г. зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии. 16.03.1918 г. захвачен белогвардейцами в Раскопеле. 20.05.1919 г. сдался кораблям ВМС Эстонии и 22.05.1919 г. включен в состав Чудского дивизиона. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и вошел в состав Чудской флотилии. Поврежден 22.07.1941 г. германской авиацией, 27.07.1941 г. разоружен и посажен на мель в устье р. Ранапунгерья, но вскоре сднят с мели и 3 - 5.08.1941 г. введен в строй. Участвовал в высадке десанта у Гдова 12.08.1941 г. Поврежден 13.08.1941 г. германской авиацией и затоплен экипажем в р-не Алайые. Поднят германскими саперами в августе - сентябре 1941 г. и отремонтирован. С октября 1941 г. находился в распоряжении Полевого управления водных путей в качестве вооруженного транспорта под названием "Baltenland". С 17.02.1944 г. использовался как ледокол, а с 25.03.1944 г. - как штабной корабль 4-й флотилии артиллерийских лихтеров. 25.08.1944 г. посажен экипажем на отмель в нижнем течении р. Эмайыги, а 26.08.1944 г. потоплен советской бомбардировочной авиацией. После войны поднят, доставлен в Тарту и сдан на слом.

Главная