Разнотипные

ВОЛОДАРСКИЙ
Водоизмещение 450 т. Размерения 57.3 х 14.0 (по кожухам колес) х 2.2 м. ГЭУ котломашинная, 440 л.с. Скорость 7 узлов. Штатная эвакоемкость 100 чел. Медперсонал: 2 врача, 4 медсестры, 5 санитаров.
Грузо-пассажирский озерно-речной колесный пароход. Построен в 1897 г., место постройки и прежнее название не установлены. До 1940 г. входил в состав Северо-Западного речного пароходства, затем был передан Беломорско-Онежскому пароходству. 22.06.1941 г. мобилизован, 23 - 26.06.1941 г. переоборудован в санитарный транспорт и 29.06.1941 г. передан медицинской службе КБФ. В августе 1941 г. придан Ладожской флотилии. В 1941 г. выполнил 21 эвакорейс из портов Ладожского и Онежского озер в Ленинград. 7.09.1941 г. перевез в Новую Ладогу Шлиссельбургский военно-морской госпиталь, который 9.09.1941 г. развернулся там, сохраняя на транспорте основное имущество. Числился в составе КБФ до 18.11.1941 г., расформирован 8.08.1942 г. 2.10.1945 г. возвращен Северо-Западному речному пароходству. В 1956 г. снова передан Беломорско-Онежскому пароходству. Выведен из эксплуатации в 1958 г.

И.А.ГОНЧАРОВ (с 1942 по 1943 гг. "СТ-54")
Размерения 76.8 х 8.5/15.2 (по кожухам колес) х 1.7 м (типовые значения). ГЭУ котломашинная, 800 л.с. Скорость 23 км/ч (12 узлов). Пассажировместимость 675 чел. Вооружение (с 1942 г.) 2 х 12.7-мм, 1 х 4 х 7.62-мм пулемета.
Колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1896 г. (з-д "Cockerill", Бельгия) для пароходного об-ва "Самолет". В 1918 г. национализирован. Во время Великой Отечественной войны использовался в качестве санитарного транспорта, организационно не входя в состав Волжской военной флотилии. Выведен из эксплуатации в начале 1960-х гг. и некоторое время использовался в качестве стоечного судна. В настоящее время остов парохода находится в полузатопленном состоянии в р-не о Зеленый у Саратова.

Силуэт парохода ''Каманин''
КАМАНИН
Водоизмещение 260 т. Размерения 40.5 х 7.0/12.2 х 1.2 м. ГЭУ котломашинная, 110 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Экипаж 32 чел., включая медперсонал.
Бывший колесный грузо-пассажирский пароход пр. СБ-14 Днепровско-Двинского управления речного пароходства Наркомата речного флота. Построен в 1935 г. (з-д “Ленинская кузница”, Киев). С началом войны мобилизован, переоборудован в госпитальное судно и включен в состав Пинской флотилии. С 11.07.1941 г. входил в состав Днепровского отряда кораблей. Обеспечивал деятельность флотилии на участке Канев - Черкассы. 17 - 18.08.1941 г. участвовал в Каневском прорыве Днепровского отряда кораблей в Киев. 26.08.1941 г. участвовал в первом Окуниновском прорыве и в составе 2-й тактической группы сумел прорваться в Киев. 18.09.1941 г затоплен экипажем при оставления Киева Красной Армией. Поднят германскими саперами осенью 1941 г., восстановлен и под наименованием "Болгария" использовался для перевозок на Днепре. Затоплен в Северном ковше Киевской гавани германскими войсками при оставлении Киева. Поднят водолазами РАСО ДВФ в ноябре 1943 г. и восстановлен на Киевском ССРЗ им. Сталина. В 1944 г. включен в состав Днепровской флотилии в качестве штабного корабля. Исключен из состава Днепровской флотилии в 1947 г. (по данным В.А.Спичакова - 30.09.1944 г.).

КРЕМЛЬ
Водоизмещение 381 т (полная вместимость 321 брт). Размерения 42.49 х 7.62 х 1.9 м. ГЭУ дизельная одновальная, 350 л.с. Скорость 10 узлов. Пассажировместимость 216 чел. (в военное и послевоенное время 350 чел.).
Пассажирский теплоход Ленинградского Пригородного пассажирского пароходства. Построен в 1939 г. ("Петрозавод", Ленинград). Мобилизован 22.06.1941 г., 19.08.1941 г. принят от Наркомата водного транспорта и 16.09.1941 г. передан медицинской службе КБФ в качестве санитарного транспорта. В октябре 1943 г. придан медико-санитарному отряду флота. Совершил 5 эвакорейсов из Кронштадта, с Ладожского оз. и южного берега Финского зал. в Ленинград. 15.07.1944 г. расформирован и возвращен владельцу.

Однотипный теплоход "Совет" использовался в качестве транспорта.

МОЛОТОВ
Водоизмещение 400 т. Размерения 61,4 х 8,5/13,4 х 1,35 м. ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Экипаж 35 чел., включая медперсонал.
Бывший грузопассажирский пароход пр. СБ-7а Днепровского речного пароходства Наркомата речного флота. Построен в 1932 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г. и вошел в состав Пинской флотилии в качестве госпитального судна. Входил в состав Днепровского отряда речных кораблей. Расформирован 16.08.1941 г. и 16.09.1941 г. затоплен в оз. Лезерень.
Силуэт днепровского буксирного газохода
НЕМАН
Водоизмещение 20 т. Размерения 17,0 (по КВЛ) х 4,4 х 0,65 м. ГЭУ газогенераторная одновальная, 60 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Экипаж 9 чел. без медперсонала.
Бывший буксирный газоход. Построен в 1930-х гг. Мобилизован 23.06.1941 г. и 10.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии в качестве санитарного катера и включен в состав Припятского отряда речных кораблей. Расформирован 24.07.1941 г. и в августе 1941 г. затоплен на Припяти у Чернобыля. Возможно, поднят в марте 1944 г.

НЕПТУН (до 1919 г. "Елизаров", до 1920 г. "Elisarov", до 1931 г. "Warrak", до 1940 г. и с 1941 г. "Neptun")
Размерения 17.61 х 4.30 х1.90 м. ГЭУ котломашинная, 60 л.с. Скорость 7.5 узла.
Бывший грузо-пассажирский пароход. Построен в в 1905 г. (Охтенская верфь, СПб) для частного судовладельца из Юрьева (Тарту). С 1919 г. по 1920 г. находился в распоряжении ВМС Эстонии, затем принадлежал различным компаниям, а в 1931 - 1932 гг. был перестроен в пассажирский пароход и возвращен владельцу. После вхождения Эстонии в СССР в 1940 г. национализирован и передан Чудскому озерно-речному пароходству. В июле 1941 г зачислен в состав Чудской флотилии в качестве госпитального судна. 22.07.1941 г. затоплен экипажем в устье р. Муствээ. В августе 1941 г. поднят германскими саперами, отремонтирован и введен в строй противником. Летом 1944 г. потоплен советской авиацией на Псковском оз. Поднят противником и доставлен в Тарту на ремонт. При отступлении германских войск в сентябре 1944 г. подорван. Поле войны сдан для разделки на металл.

Силуэт пассажирского парохода ''Пятилетка''
ПЯТИЛЕТКА
Водоизмещение 340 т. Размерения 36.16 х 7.01 х 2.25 м. ГЭУ котломашинная, 300 л.с. Скорость 10.5 узла. Штатная эвакоемкость 100 чел.
Бывший пассажирский пароход. Построен в 1931 г. (з-д им. А.Марти, Ленинград) для линии Ленинград - Кронштадт - Ораниенбаум. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и 16.09.1941 г. включен в состав медико-санитарного отряда КБФ. Выполнил 42 эвакорейса от южного берега Финского залива до Кронштадта, эвакуировал 6467 чел., из них 481 лежачих. Расформирован 7.08.1942 г.

Силуэт парохода ''Республика''
РЕСПУБЛИКА (до 1922 г. "Александр Невский")
Водоизмещение 420 т. Размерения 48.77 х 6.84 х 2.36 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 600 и.л.с. Скорость 9 узлов. Пассажировместимость 600 чел. Медперсонал: 1 врач, 2 медсестры, 4 санитара. Штатная эвакоемкость 160 чел.
Пассажирский пароход Ленинградского Пригородного пароходства. Построен в 1914 г. (Гельсингфорс, ныне Хельсинки, Великое Княжество Финляндское, Российская империя) для Шлиссельбургского пароходства. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в санитарный транспорт и 16.09.1941 г. передан медико-санитарному отряду КБФ. В документах упоминается также как "Советская Республика". В 1941 г. выполнил 33 эвакорейса от южного берега Финского зал. до Кронштадта и с о. Валаам в Шлиссельбург, затем эвакуировал раненых из р-на высадки десанта на о. Лункулансаари (Ладожское оз.). Общее количество эвакуированных 74390 чел., из них 1268 лежачих (в среднем 225 чел. за рейс). Расформирован 5.08.1942 г.

СОВЕТСКАЯ БУКОВИНА
Водоизмещение ок. 180 т. Размерения 30.6 х 5.58 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 16 км/ч (8,6 узла).
Бывший румынский пассажирский пароход "Principele Nicolae". Построен в 1885 г. в Германии. После присоединения Бессарабии к СССР вошел в состав Черноморского пароходства. 25.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в санитарный транспорт и вошел в состав Дунайской флотилии. В июле 1941 г. совершил переход в Одессу, оттуда в Очаков, а затем - в Николаев для ремонта. Кратковременно на судне был развернут плавучий госпиталь Дунайской флотилии, а затем оно использовалось для эвакуации раненых. В сентябре 1942 г. на пароходе размещался 51-й базовый лазарет. В сентябре 1944 г. санитарный транспорт расформирован. После окончания войны до 1947 г. использовался в качестве штабного корабля Дунайской флотилии, после чего был передан Азовскому пароходству. Прошел капитально-восстановительный ремонт и с 1948 г. работал на местных линиях. В 1955 г. выведен из эксплуатации и передан Таганрогскому судоремонтному заводу в качестве плавучей спортивной базы. Весной 1962 г. сел на грунт, в том же году поднят и сдан на слом.

УРИЦКИЙ (до 1918 г. "Сусанин")
Полная вместимость 369 брт (водоизмещение 670 т). Размерения 57.60 х 7.75/14.60 (по кожухам колес) х 2.10 м. ГЭУ котломашинная, 480 л.с. Скорость ок. 18 км/ч (9.7 узла).
Грузо-пассажирский озерно-речной колесный пароход. Построен в 1912 г. ("Крейтон и Ко", СПб) для об-ва Онежского пароходства. Национализирован после 1917 г. Прошел кап. ремонт в 1937 - 1938 гг. До 1941 г. входил в состав Северо-Западного речного пароходства, затем передан Беломорско-Онежскому пароходству. В 1941 г. выделялся в распоряжение медицинской службы Ленинградского фронта для эвакуации раненых на Ладоджском оз. Выполнил 6 эвакорейсов (в частности 16.08.1941 г. - из р-на Шлиссельбурга), эвакуировал 1849 чел., из них 475 лежачих. В сентябре 1941 г. использовался в качестве хирургического отделения госпиталя Ладожской флотилии. В 1945 г. возвращен Северо-Западному речному пароходству, а в 1956 г. снова передан Беломорско-Онежскому пароходству. Выведен из эксплуатации в 1959 г.

Главная