Разнотипные

АЛЕКСЕЕВ (до 22.06.1941 г. "Д.Алексеев")
Водоизмещение 450 т. Осадка 4.5 м. ГЭУ котломашинная, 600 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: 2 х 45-мм Экипаж 28 чел.
Бывший буксирный пароход с ледовыми подкреплениями корпуса. Построен в 1900 г. Призван из народного хозяйства в конце 1930-х гг. и вошел в состав ЧФ в качестве ГИСУ. Участвовал в Керченско-Феодосийской и Новороссийской десантных операциях, испытаниях инфракрасной аппаратуры в 1943 г. В конце 1944 г. находился в ремонте в Поти. Дальнейшая судьба не установлена.

БАЗИС (до 1.01.1932 г. "Рулевой", с 12.01.1955 г. "Нерпа", с 1968 г. "УТС-87")
Водоизмещение 220 т. Размерения 32.9 х 6.1 х 2.1 м. ГЭУ дизельная, 250 л.с. Скорость 6.6 узла, дальность 980 миль.
Бывшее портовое судно. Построен в 1913 г. (СПб) и вошел в состав БФ. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции, а 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 13.11.1918 г. переклассифицирован в ГИСУ. Прошел кап. ремонт в 1928 г. 25.08.1941 г. совершил переход из Таллинна в Кронштадт. Обеспечивал действия КБФ в Финском заливе. Потоплен 21.09.1941 г. авиацией противника в Ораниенбауме. Поднят в 1942 г. и вновь введено в строй. 12.01.1955 г. переформирован в опытовое судно, а в 1968 г. - в учебно-тренировочную станцию.

БАКАН (до 27.11.1918 г. "Котка", до 1.01.1932 г. "Меридиан")
Водоизмещение 190 т. Размерения 22.8 х 4.8 х 2.4 м. ГЭУ 250 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 800 миль.
Бывшее портовое судно. Построен в 1905 г. (Финляндия). Мобилизован 18.09.1914 г. и зачислен в состав БФ. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции, а 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 7.12.1918 г. переклассифицирован в ГИСУ. Прошел кап. ремонт в 1929 - 1930 и 1935 - 1937 гг. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия флота в Финском заливе. 17.08.1956 г. сдан в отдел фондового имущества для разделки на металл.

БАРОГРАФ (до 1920-х гг. "Картушка")
Полная вместимость 275 брт. Размерения 41.10 х 6.36 х 2.00 (по другим данным 28 х 5.9 х 3.4) м. ГЭУ котломашинная, 425 л.с. Скорость 7.5 узла.
Бывшая грунтовозная шаланда. Построена в 1915 г. (верфь "Vulcan", Або). 16.07.1915 г. зачислена в состав БФ в качестве ГИСУ. 12.04.1918 г. судно захвачено германскими войсками в Гельсингфорсе, затем передано Финляндии. В 1920-х гг. возвращено Советской России и вошло в состав Морских сил Балтийского моря. С 22.06.1941 г. по 9.05.1945 г. числилось в составе КБФ в качестве ГИСУ.
Силуэт портового судна ''Либава''
БИНОКЛЬ (до 23.11.1921 г. № 19, до 16.10.1926 г. "Либава", до 1.01.1932 "ГК-1", с 16.04.1937 г. по 1938 г. "ГО-1")
Водоизмещение 25 т. Размерения 18.7 х 3.7 х 1.8 м. ГЭУ 75 л.с. Скорость 5.5 узла.
Бывшее портовое судно Кронштадт­ской крепости "Либава". Построен в 1906 г. В мае 1920 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. 23.11.1921 г. выведен из боевого состава и передан в состав плавсредств береговой минной роты. 16.10.1926 г. переклассифицирован в ГИСУ, использовался в качестве вехостава и гидрографического катера. Прошел кап. ремонт в 1938 - 1940 гг. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия сил КБФ. В 1972 г. сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл.

БУССОЛЬ (до 7.12.1918 г. "Николай Погольский", до 16.10.1926 г. "Альмикантарат", до 1.01.1932 г. гидрографический катер № 2, с 16.04.1937 г. до 1938 г. "ГО-2")
Водоизмещение 145 т. Размерения 21 х 4.8 х 3.0 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 700 миль.
Бывшее портовое судно. Построен в 1913 г. (Финляндия). Мобилизован 18.09.1914 г. и зачислен в состав БФ. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции, а 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Переклассифицирован в ГИСУ 7.12.1918 г., использовался в качестве гидрографического катера. Прошел кап. ремонт в 1928 - 1929 гг. и 1939 - 1940 гг. Участвовал в советско-финляндской войне. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей КБФ.

ВЕХА
Водоизмещение 120 т. Размерения 24.5 х 5.5 х 2.1 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 8 узлов.
Построен в 1937 г. и вошел в состав КБФ в качестве гидрографического судна. В начале Великой Отечественной войны базировался на Ханко. Погиб 27.06.1941 г. от подрыва на мине.

ВОЛНА
Водоизмещение 120 т. Размерения 24.6 х 5.6 х 2.1 м. ГЭУ котломашинная , 200 л.с. Скорость 9 узлов. Построен в 1938 г. и вошел в состав КБФ в качестве гидрографического судна. В начале Великой Отечественной войны базировался на Ханко. 16.10.1941 г. у о. Осмуссаар сорван с якорей и выброшен на камни штормом. 2.02.1942 г. исключен из списков судов КБФ.
Силуэт гидрографического судна ''Восток''
ВОСТОК (до августа 1914 г. "Овиши", до 7.12.1918 г. "Люзерорт", до 22.05.1922 г. "Курс", до конца 1922 г. "Деманстейнский", до 27.09.1936 г. "Приемный")
Водоизмещение 426 т. Размерения 41.1 х 8.6 х 3.6 м. ГЭУ 320 л. с. Скорость 7/5 узлов, дальность 1200 миль. Экипаж 34 чел.
Построен в 1909 г. в Финлян­дии. Мобилизован в августе 1914 г. и включен в состав БФ. 25.10.1917 перешел на сторону Советской власти. С 7.12.1918 г. по 20.3.1940 г. использовался в качестве ГИСУ, а затем - лоцманской самоходной плавбазы. Прошел кап. ремонт в 1930 - 1933 гг. и в 1940 г. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия КБФ в Финском заливе. Потоплен 29.08.1941 г. авиацией противника на переходе из Таллина в Кронштадт.

ГАЛС (до 1921 г. "Беглицкий", до 1932 г. "Санжейский")
Водоизмещение 610.7 т. Размерения 39.3 х 7.3 х 2.7 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 240 л.с. Скорость 7/5.5 уз., дальность 2900 миль. Экипаж 32 чел.
Построено в 1912 г. (СПб). В конце 1920 г. принято в состав Убеко Черноаз в качестве плавмаяка. В 1930 г. переклассифицировано в ГИСУ. Исключено из состава Гидрографической службы ЧФ в 1956 г. и сдано в Отдел фондового имущества.

ГЛОБУС (до 1932 г. "Дмитрий")
Водоизмещение 70 т. Размерения 21.3 х 5.2 2.4 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 125 л.с. скорость 10/7 узлов, дальность 400 миль. Экипаж 14 чел.
Бывший буксирный пароход Построен в 1894 г. в Англии. В 1916 г. вошел в состав ЧФ в качестве портового судна. В 1921 г. передан Керченскому управлению судоподъема. В 1923 г. передан в состав Убеко Черноаз и переквалифицирован в ГИСУ. С 1950 г. лоцмейстерское судно. Исключен из состава флота в 1958 г.

ГЛУБОМЕР
Водоизмещение 92 т. Скорость 7 узлов, дальность 770 миль.
Призван из народного хозяйства в конце 1930-х гг. Участвовал в обороне Кавказа, обеспечении послевоенного боевого траления. В 1950 г. переклассифицирован в промерный бот. В том же году исключен из состава флота.

ГОЛИК (до 1926 г. "Александр Ваддон", до 1932 г. "Веха")
Водоизмещение 100 т. Размерения 26.5 х 5.2 х 2.3 м. ГЭУ котломашинная, 160 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 740 миль.
Бывший буксирный пароход, построен в 1920 г. Херсоне и вошел в состав Морских сил Черного моря в качестве посыльного судна. В 1921 г. переклассифицирован в ГИСУ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал постановки минных заграждений в р-не Одесской ВМБ, участвовал в эвакуации войск их Херсона. 5.09.1941 г. затоплен экипажем в Днепровском лимане ввиду невозможности прорыва в Черное море (по другим данным взорван в Одессе ввиду невозможности ухода).

ГОРИЗОНТ (до 1920 г. "Святой Сергий", до 1932 г. "Лаг", с 1951 г. "Флюгер", с 1954 г. "БШ-22")
Водоизмещение 542 т. Размерения 40.9 х 7.2 х 4.3 м. ГЭУ котломашинная, 600 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 1200 миль. Экипаж 31 чел.
Бывший буксирный пароход, заложен в 1912 г. (з-д Ваддона, Херсон). Пострадал в результате пожара и уведен на достройку на з-д "Наваль" в Николаеве. С 1918 г. достраивался как ГИСУ, но 17.03.1918 г. в готовности 80% захвачен германскими войсками. Затем переходил под контроль украинских властей, англо-французских иеитервентов и белогвардейцев, пока 31.01.1920 г. не был захвачен частями РККА. Достроен и 4.06.1920 г. вошел в состав Убеко Черноаз. 1.01.1932 г. вошел в состав Гидрографического отдела Морских сил Черного моря, а 11.01.1935 г. - Гидрографического отдела ЧФ. Во время Великой Отечественной войны входил в состав группы ГИСУ Севастопольского оборонительного р-на. В мае 1942 г. поврежден артогнем противника и 30.06.1942 г. затонул в Казачьей бухте (по другим данным затоплен экипажем ввиду невозможности вывода из Севастополя из-за повреждений). Поднят в 1945 г., отремонтирован и в 1951 г. включен в состав судов Гидрографической службы ЧФ. В 1954 г. переформирован в блокшив. В конце 1950-х гг. выведен из эксплуатации и сдан для разделки на металл.

ГРАД (до 1925 г. "Еникале", до 1926 г. катер №1, до 1932 г. "У-1")
Водоизмещение 60 т. Размерения 18.3 х 3.4 х 1.9 м. ГЭУ котломашинная, 75 л.с. Скорость 8/7 узлов, дальность 435 миль. Экипаж 4 чел.
Бывшее портовое судно Керченского порта, построено в 1888 г. В 1922 г. вошло в состав Убеко Черноаз в качестве гидрографического катера. В 1932 г. переклассифицирован в ГИСУ. В марте 1942 г. поврежден авиацией противника в Керченском проливе. В мае 1942 г. обеспечивал эвакуацию подразделений в р-не Керченского пролива. В 1950 г. исключен из состава флота.

ГРОЗА
Первоначальное название и ТТЭ неизвестны. Призвано из народного хозяйства в конце 1930-х гг., переоборудовано в ГИСУ и вошло в состав ЧФ. Числилось в составе РГС Одесской ВМБ. Участвовало в обороне Херсона, обеспечивало переброску войск через Днепровский лиман. Потоплено в сентябре 1941 г. у о. Первомайский близкими разрывами авиабомб.

ГРУНТ (до 1925 г. "Лоцмейстерский", до 1926 г. паровой катер №2, до 1932 г. "У-2")
Водоизмещение 104.2 т. Размерения 21.3 х 4.3 х 2.3 м. ГЭУ котломашинная, 125 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 480 миль. Экипаж 13 чел.
Бывший паровой катер, построен в 1890 г. в Англии. В 1914 г. вошел в состав ЧФ в качестве гидрографического катера. С 1915 г. находился в составе Керченской лоцдистанции. В 1921 г. вошел в состав Убеко Черноаз в качестве гидрографического катера. В 1932 г. переклассифицирован в ГИСУ. Во время Великой Отечественной войны входил в состав группы ГИСУ Севастопольского оборонительного р-на, участвовал в обороне Кавказа и обеспечении послевоенного траления. С 1950 г. числился лоцмейстерским судном. В 1955 г. исключен из состава флота и сдан в отдел фондового имущества.

Д-4
Катер, ТТЭ неизвестны. Использовался для встречи кораблей и судов и проводки их в Севастополь, ограждения фарватеров и засечки мин противника. Погиб 18.06.1942 г. в Камышовой бухте Севастополя от воздействия авиации противника.

ДЕФЛЕКТОР (до 1920 г. "Боярин", до 1932 г. "Лот")
Водоизмещение 100 т. Размерения 26.2 х 5.1 х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 160 л.с. Скорость 8/7 узлов, дальность 480 миль. Экипаж 18 чел.
Бывший буксирно-пассажирский пароход. В 1916 г. приобретен Дирекцией маяков и лоций Черного и Азовского морей. В 1920 г. вошел в состав Убеко Черноаз. С 1926 по 1932 г. на хранении в порту. Поврежден авиацией противника 15.08.1941 г. в Керченском проливе, отремонтирован. Погиб 18.08.1942 г.: при форсировании Тузлинской промоины ночью сел на грунт и уничтожен полевой артиллерией противника.

ДОЖДЬ (до 23.04.1925 г. "Коршун", до 1926 г. № 7, до 1932 г. "У-7")
Водоизмещение 10 т. Размерения 12.2 х 2.7 х 1.5 м. ГЭУ дизельная, 60 л.с. Скорсть 7.5 узла, дальность 350 миль. Экипаж 3 чел.
Бывший моторный портовый катер. Построен в 1913 г. В 1919 - 1920 гг. входил в состав плавсредств белогвардейского флота. В ноябре 1920 г. оставлен при эвакуации белых из Крыма, захвачен частями РККА и в 1922 г. включен в состав судов Убеко Черноаз в качестве гидрографического катера. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия сил ЧФ. Потоплен 18.06.1942 г. авиацией противника в Севастополе.

ДОЛГОТА (до 1925 г. №225, до 1926 г. №8, до 1932 г. "У-8")
Водоизмещение 7.1 т. Размерения 9.3 х 2.3 х 1.1 м. ГЭУ дизельная, 24 л.с. Скорость 8 узлов, дальность 320 миль. Экипаж 3 чел.
Бывший моторный катер, построен в 1910 г. в Севастополе. В 1921 г. вошел в состав Убеко Черноаз в качестве гидрографического катера. В 1932 г. переклассифицирован в ГИСУ. Накануне войны находилось в составе РГС Николаевской ВМБ. Участвовало в эвакуации войск из Херсона. 5.09.1941 г. затоплено экипажем в Днепровском лимане ввиду невозможности прорыва в Черное море.

ДУНАЙ
ТТЭ, дата постройки и первоначальное название неизвестны. Призван из народного хозяйства в конце 1930-х гг. и вошел в отряд ГИСУ в качестве военно-лоцманского бота. Участвовал в высадке десанта в Станичку в январе 1942 г. В 1945 г. получил название "Дунай". Участвовал в обеспечении послевоенного траления. В 1946 г. исключен из состава флота.

ЗЕНИТ (до 1932 г. "Самородок")
Водоизмещение 72 т. Размерения 20.3 х 4.6 х 2 м. ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 1000 миль. Экипаж 9 чел.
Бывший буксирный пароход, построен в 1887 г. в Николаеве. Мобилизован в 1914 г. и вошел в состав ЧФ в качестве портового судна. В 1920 г. передан Убеко Черноаз и переклассифицирован в ГИСУ. Накануне войны входил в состав РГС Одесской ВМБ. Участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийской десантной операции, обеспечивал послевоенное траление. С 1950 г. - лоцмейстерское судно. В 1960 г. исключен из состава флота.

КОМЕНДОР
Водоизмещение 310 т. ГЭУ дизельная. Скорость 7 узлов, дальность 812 миль. Вооружение 2 х 76-мм, 4 х 45-мм, 2 пулемета.
Бывший учебно-артиллерийский корабль МПО НКВД. В 1940 г. передан Гидрографической службе ЧФ и переклассифицирован в ГИСУ (по другим данным вошел в состав флота 13.03.1943 г.). Во время войны осуществлял зенитное прикрытие кораблей и конвоев. Поврежден 17.09.1941 г. в Тендровском заливе близкими разрывами авиабомб, повреждения исправлены силами экипажа, прибыл в базу своим ходом, отремонтирован. В 1956 г. передан АСС ЧФ.

Силуэт гидрографического судна ''Kompass''
КОМПАС ( с 1919 г. до 1940 г. "Kompass")
Водоизмещение 300 т. Размерения 43 х 6.08 х 2.8 м. ГЭУ котломашинная, 220 л.с. Скорость 8.5/7 узлов, дальность 800 миль.
Строился по типу паровой шхуны для БФ. Заложен в 1915 г. (з-д Беккера, Ревель). 25.02.1918 г. захвачен на заводе германскими войсками, в ноябре 1918 г. передан ими Эстонии, спущен 5.09.1918 г., вст. в строй 1.09.1919 г. и вошел в состав ее ВМС. 20.02.1920 г. по Юрьевскому мирному договору официально признан Советской Россией собственностью Эстонии. Использовался в качестве ГИСУ и кабельного судна. После вхождения Эстонии в СССР 6.08.1940 г. включен в состав КБФ в качестве ГИСУ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия флота. В 1959 г. разобран на металл.

СЕКСТАНТ (с 1919 г. до 1940 г. "Sekstant")
Водоизмещение 300 т. Размерения 43 х 6.08 х 2.8 м. ГЭУ котломашинная, 220 л.с. Скорость 8.5/7 узлов, дальность 800 миль.
Однотипный с ГИСУ "Компас". Строился по типу паровой шхуны для БФ. Заложен в 1915 г. (з-д Беккера, Ревель). 25.02.1918 г. захвачен на заводе германскими войсками, в ноябре 1918 г. передан ими Эстонии, спущен весной 1919 г., вст. в строй 1.08.1919 г. и вошел в состав ее ВМС. 20.02.1920 г. по Юрьевскому мирному договору официально признан Советской Россией собственностью Эстонии. Использовался в качестве ГИСУ. После вхождения Эстонии в СССР в 1940 г. включен в состав КБФ в качестве ГИСУ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия флота. В 1952 г. разобран на металл.

Силуэт буксирного парохода типа ''Зенит''
КРЕНОМЕТР (до октября 1921 г. "Зенит", до ноября 1923 г. "Б.к.83", до 1.01.1932 г. "Зенит")
Водоизмещение 87 т. Размерения 17.63 х 4.26 х 2.58 м. ГЭУ котломашинная, 180 и.л.с. Скорость 8 узлов.
Бывший буксирный пароход. Построен в 1913 г. ("Motala Mekaniska Verkstad", Мотала, Швеция) для российского частного владельца. После начала Первой мировой войны мобилизован, но вскоре возвращен владельцу. В 1916 г. по внутренним водным путям переведен на Север. 28.04.1917 г. призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав плавсредств Архангельского военного порта. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 г. национализирован. В августе 1918 г. захвачен белогвардейскими повстанцами. В феврале 1920 г. оставлен белыми при отступлении, захвачен частями РККА и 24.10.1920 г. вошел в состав плавсредств Главного порта Морских сил Северного моря. В ноябре 1923 г. передан Убеко Севера в качестве буксира. 1.01.1932 г. переклассифицирован в ГИСУ. 2.08.1941 г. вошел в состав Беломорской флотилии СФ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей СФ. 27.03.1960 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств СФ и впоследствии разделан на металл.

ЛООД (с 10.11.1946 г. "Лот")
Водоизмещение 265 т. Размерения 36.6 х 6.6 х 2.3 м. ГЭУ 320 л.с. Скорость 10.5/8 узлов, дальность 960 миль.
Бывшее портовое судно. Построено в 1906 г. (Финляндия). Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. В феврале 1918 г. оставлен в Ревеле (Таллинн) в связи с невозможностью проводки во льдах и захвачен германскими войсками. 11.11.1918 г. вошел в состав ВМС Эстонии под названием "Lood". После вхождения Эстонии в состав СССР 19.08.1940 г. включен в состав КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28 - 29.08.1941 г. В дальнейшем обеспечивал действия флота. 7.10.1954 г. сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл.

МГЛА (до 18.11.1910 г. "Андрей Первозванный", до 1.01.1932 г. "Мурман", с 2.10.1954 г. "ОТ-12")
Водоизмещение 500 т. Размерения 46 х 7.9 х 3.6 м. ГЭУ котломашинная, 475 л.с. Скорость 9/7.5 узлов, дальность 3170 миль.
Бывшее портовое судно. Построено в 1899 г. (Германия). 18.11.1910 г. куплен Морведом и зачислен в состав БФ в качестве транспорта. Переклассифицирован в ГИСУ 16.07.1915 г. и 17.07.1916 г. перечислен во флотилию Северного Ледовитого океана. Участвовал в Первой мировой войне, а 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти. В августе 1920 г. захвачен белогвардейцами и интервентами в Архангельске, но в марте 1920 г. при эвакуации белогвардейцев из Архангельска захвачен частями РККА. 18.04.1920 г. включен в состав Гидрографической экспедиции Белого моря, 26.05.1922 г. передан в состав отряда судов Убеко Севера, 13.05.1924 г. - в состав Северной гидрографической экспедиции. Летом 1933 г. включен в состав Северной военной флотилии, а 11.05.1937 г. - в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей СФ. 2.10.1954 г. переформирован в отопитель, а 25.06.1959 г. сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл.
Силуэт гирографического судна ''Полярный''
МЕРИДИАН (до 1.01.1932 г. "Полярный")
Полная вместимость 840 брт. Размерения 52.5 х 8.5 х 5.2 м. ГЭУ котломашинная, 860 л.с. Скорость 8.5/7 узлов, дальность 5000 миль. Вооружение: 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 47 чел.
Бывший каботажный пароход "Кит". Построен в 1911 г. (Норвегия). Приобретен Главным гидрографическим управлением в июле 1915 г., а 18.09.1915 г. приказом по Морведу зачислен в состав БФ в качестве ГИСУ. 17.07.1916 г. переведен во флотилию Северного Ледовитого океана. Участвовал в Первой мировой войне, а 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и интервентами в Архангельске, но в марте 1920 г. при эвакуации белогвардейцев из Архангельска захвачен частями РККА. 18.04.1920 г. включен в состав отряда судов Дирекции маяков и лоции Белого моря. С 31.10.1920 г. по 23.05.1921 г. и с 20.12.1921 г. по 20.05.1922 г. находился в распоряжении треста "Облрыба" и использовался в качестве зверобойного судна. Прошел кап. ремонт в 1925 г. В сентябре 1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии, а 11.05.1937 г. - в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей СФ. Потоплен 24.07.1941 г. тремя германскими эсминцами у о. Харлов.

МЕРИПОЕГ (до 1937 г. "Merepoeg", до августа 1940 г. "Meripoeg", с конца 1940-х - начала 1950-х "Теодолит")
Размерения 26,6 х 6,7 х 2,4 м. ГЭУ дизельная одновальная, 215 л с. Скорость 10 уз.
Бывшее обстановочное судно Управления водных путей Министерства транспорта Эстонии. Заложен в 1935 г. (Государственные портовые мастерские, Таллинн), спущен в 1937 г., вст. в строй 28.02.1938 г. В июле 1940 г. передан Народному флоту Эстонской республики. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.08.1940 г. включен в состав КБФ. С 4.02.1941 входил в состав Балтийского р-на Гидрографической службы. В начале Великой Отечественной войны ушел в Ленинград. С 1946 г. ГИСУ Кронштадской Военно-морской базы, затем переведен в Ригу. Списан в начале 1960-х гг и сдан на слом.
Силуэт кабельного судна ''Бойкий''
МЕТЕЛЬ (до 1.01.1932 г. "Бойкий")
Водоизмещение 820 т. Размерения 53.2 х 8.6 х 4.3 м. ГЭУ 750 л.с. Скорость 12/8 узлов, дальность 1900 миль. Экипаж 33 чел.
Бывшее ледокольное кабельное судно Свеаборгской кре­пости. Построено в 1916 г. (Сормово). Участвовало в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешло на сторону Советской власти. В апреле 1918 г. перешло из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, оказывая помощь боевым кораблям. 14.6.1918 г. переклассифицировано в посыльное судно. С сентября 1918 г. находилось в резерве. С 28.11.1920 г. по 1922 г. находилось в распоряжении Главода. С конца 1922 г. вхо­дило в отряд судов Убеко Сибири в качестве ГИСУ. В 1933 г. вошло в состав гидрографи­ческого отряда Северной военной флотилии, а 11.5.1937 г. вошло в состав СФ. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн обес­печивало боевые действия и навигационную безопасность плавания кораблей флота. В 1966 г. сдано в отдел фондового имущества для разборки на металл.

МИГАЛКА (до 1.1.1932 г. "Купава")
Водоизмещение 805 т. Размерения 46.1 х 7.0 х 4.4 м. ГЭУ 750 л. с.. Скорость 10.5/8 узлов, дальность 2788 миль.
Бывшее норвежское портовое судно "Сюрендальсфиорд". Построено в 1915 г. (Норвегия). 28.8.1916 г. куплено Морведом и 5.121916 г. включено в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 17.02.1918 г. перешло на сторону Советской власти. В августе 1918 г. захвачено в Архангельске белогвардейцами и интервентами, а в марте 1920 г. оставлено ими при эвакуации из Архангельска. 18.4.1920 г. включено в состав отряда судов Дирекции маяков и лоции Белого моря в качестве ГИСУ. В июне 1921 г. передано Белмортрану, а 21.06.1922 г. возвращено в состав отряда ГИСУ Убеко Севера. С 18.07.1924 г. входило в состав Северной гидрографической экспедиции, с 9.08.1933 г. - в состав Северной военной флотилии и с 11.05.1937 г. - в состав СФ. Участвовало в советско-финляндской войне. Во время Великой Отечественной войны обеспечивало действия СФ. 3.10.1957 г. сдано в отдел фондового имущества для разборки на металл.
Силуэт гидрографического судна ''Азимут''
МОРОЗ (до 1.01.1932 г. "Азимут")
Водоизмещение 500 т. Размерения 45.3 х 8. х 2.8 м. ГЭУ котломашинная, 650 л.с. Скорость 11/9 узлов, дальность 1584 мили. Вооружение: 1 пулемет.
Бывшее портовое судно. Построен в 1914 г. (Гетеборг, Швеция) и вошел в состав БФ. Переклассифицирован в ГИСУ 5.07.1915 г. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции, а 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 13.05.1924 г. перечислен в состав Северной гидрографической экспедиции и 6.07.1924 г. ушел в Архангельск. С 9.08.1933 г. входил в состав Северной военной флотилии. а с 11.05.1937 г. - в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. 12.02.1960 г. сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл.

ПЕЛЕНГ (до 1923 г. "Редут", до 1.01.1932 г. "Юный коммунар",)
Водоизмещение 75 т. Размерения 24.02 х 4.26 х 1.83 м. ГЭУ котломашинная, 240 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 770 миль. Экипаж 16 чел.
Бывшее портовое судно Владивостокского крепостного минного батальона. Построен в 1905 г. (Гамбург, Германия) по заказу Военведа. 29.11.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 30.06.1918 г. перешел под японский контроль, затем передан белым. 25.10.1922 г. захвачен войсками РККА и включен в состав плавсредств Владивостокского военного порта. 2.09.1925 г. включен в состав Морских сил Дальнего Востока в качестве ГИСУ. С сентября 1926 г. по 21.04.1932 г. входил в состав Убеко Дальнего Востока, затем передан Гидрографической службе МСДВ. Прошел кап. ремонт в 1940 г. 11.07.1942 г. переклассифицирован в гидрографический катер. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей ТОФ.

ПОЛЮС (до 1923 г. "Удалой", до 1.01.1932 г. "Юный пионер")
Водоизмещение 103.6 т. Размерения 24.3 х 6.3 х 2.7 м. ГЭУ 200 л.с. Скорость 10/7 узлов, дальность 350 миль. Построен в 1899 г. в Финляндиии и вошел в состав Сибирской флотилии в качестве портового судна. 29.11.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 30.06.1918 г. захвачен японскими интервентами и выведен ими из строя. После гражданской войны отремонтирован и вошел в состав плавсредств Владивостокского порта. 18.01.1926 г. включен в состав отряда судов Убеко Дальнего Востока в качестве ГИСУ. 21.04.1932 г. вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Прошел капитальный ремонт в 1938 - 1940 гг. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей ТОФ. 11.07.1942 г. переклассифицирован в гидрографический катер.

САТУРН (до 1940 г. "Saturnus")
Водоизмещение 54 т. Размерения 21.3 х 4.6 х 2.13 м. ГЭУ котломашинная, 98 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: 1 х 4 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 15 чел.
Бывший служебный пароход Абосской лоцдистанции. Построен в 1884 г (з-д. "P.Wahl & Co", Варкауз, Вел. княжество Финляндское, Российская империя). В 1918 г. захвачен белофиннами у Або (Турку) и использовался в качестве лоцманского судна. Зимой 1939 - 1940 гг. вмерз в лед у Тронгзунда (Высоцк). В марте 1940 г. захвачен войсками Красной Армии в качестве трофея и включен в состав КБФ в качестве ГИСУ. До 2.10.1944 г.входил в состав Ладожской флотилии. Участвовал в высадке десанта в Шлиссельбург 25.09.1941 г. В декабре 1941 г. затерт льдом в р-не бухты Морье и затонул на мелководье. Поднят в 1942 г., отремонтирован и вновь введен в строй. С 15.02.1946 г. входил в состав Северо-Балтийского флота, с 17.01.1947 г. - 8-го ВМФ, с 24.12.1955 г. - КБФ и с 7.05.1965 г. - ДКБФ. В конце 1970-х гг. выведен из эксплуатации и сдан для разделки на металл.

СЕКСТАН (до 4.09.1919 г. "Мехти", до 1.01.1932 г. "Максим Горький")
Водоизмещение 1470 т. Размерения 54.7 х 9.6 х 3.7 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Скорость 12/9 узлов, дальность 1670 миль.
Бывший грузовой пароход. Построен в 1897 г. (Англия). Мобилизован в конце 1918 г. и включен в состав Астраханско-Каспийской военной флотилии в качестве транспорта. В июле 1919 г. переоборудован в плавмастерскую. 31.07.1919 г. вошел в состав Волго-Каспийской военной флотилии, а 5.07.1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. 22.08.1922 г. переклассифицирован в ГИСУ. Прошел кап. ремонт в 1934 - 1938 гг. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей Каспийской флотилии.

СИГНАЛ (до 1.01.1932 г. "Зоркий")
Водоизмещение 200 т. Размерения 27,4 х 5,5 х 3,6 м. ГЭУ котломашинная, 200 л. с. Скорость 9/8 узлов.
Бывший служебный барказ. Построен в 1913 г. в Астрахани. 24.11.1918 г. мобилизован и включен в состав плавсредств Убеко Каспия в качестве буксирного парохода. 4.02.1925 г. переклассифицирован в ГИСУ. Прошел кап. ремонт в 1925 — 1926 гг. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей КВФ. 18.01.1960 г. сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл.

Силуэт парохода ''Баилов''
СТВОР (до 1932 г. "Баилов")
Водоизмещение 110 т. Размерения 24,2 х 4,7 х 2,4 м. ГЭУ котломашинная, 140 л. с. Скорость 9/6 узлов.
Построен в 1902 в Финляндии. 2.03.1908 г. приобретен Морведом и включен в состав Каспийской флотилии. 31.10.1917 г. перешел на сторо­ну Советской власти. 31.07.1918 г. захвачен в Баку диктатурой Центрокаспия и английскими интервентами и вошел в состав мусаватского флота. 28.04.1920 г. отбит в Баку частями РККА и 9.05.1920 г. зачислен в состав Красного флота Сов. Азербайджана в качестве ГИСУ. 5.07.1920 г. включен в сост. Морских сил Каспийского моря. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей КВФ. 27.10.1944 г. за­тонул в Баку в результате аварии. 30.10.1944 г. поднят, отремонтиро­ван и вновь введен в строй.

ЦИРКУЛЬ (до конца 1920-х гг. "Иней")
Водоизмещение 220 т. Размерения 36.3 х 5.8 х 3.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 л. с. Скорость 10.5/8.5 узла, дальность 4000 миль.
Бывшее норвежское китобойное судно "Хальден". Построен в 1909 г. 16.12.1916 г. куплен Морведом и 17.01.1917 г. включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве посыльного судна. Участвовал в Первой мировой войне. 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти, но в августе 1918 г. был захвачен в Архангельске белогвардейцами и продан частному владельцу. Национализирован в апреле 1920 г. и переклассифицирован в ГИСУ. К началу Великой Отечественной войны входил в состав плавсредств Главcевморпути. Мобилизован 23.06.1941 г. и включен в состав СФ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия флота. 16.07.1942 г. возвращен Главcевморпути. Погиб 15 - 16.11.1951 г. во время шторма в Чешской губе.

Силуэт грузового парохода типа ''Lake''
ЧУКЧА
Вместимость 2674 брт. Размерения 76,92 х 13,29 х 7,34 м. ГЭУ котломашинная, 1500 л.с. Скорость 10 узлов. Экипаж 64 чел.
Бывший американский грузовой пароход "Lake Fandon". Построен в 1919 г. С 1930 г. входил в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1933 г. передан Гидрографическому отделу Морских сил Дальнего Востока. С 1935 г. входил в состав ТОФ. Погиб весной 1943 г. по неизвестной причине в Охотском море на переходе из залива Владимира в Петропавловск-Камчатский. Предположительно 31.05.1943 г. торпедирован и потоплен в р-не о. Парамушир ПЛ ВМС США "SS-139".

С 1944 г. в состав Констанцкого гидрографического р-на входило ГИСУ "Альбатрос" - бывшее румынское спасательное судно. Принимало участие в гидрографическом обеспечении послевоенного траления в р-не устья Дуная и фарватеров. Вскоре возвращено Румынии. В документах Гидрографической службы ЧФ не числилось.

Главная