Ледокольные пароходы

Силуэт ледокольного парохода ''Владимир Русанов''
АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ (с 20.09.1941 г. по 6.05.1942 г. "ЛД-6")
Водоизмещение 3000 т. Размерения 73.4 х 10.9 х 5.1 м. ГЭУ котломашинная, 2000 л.с. Скорость 13 узлов. Вооружение: с 17.12.1941 г. 2 х 76-мм Лендера, 2 х 45-мм 21-К, 4 х 12.7-мм пулемета "ДШК".
Бывший канадский ледокольный пароход "Bellaventure". Построен в 1909 г. в Англии. Куплен русским правительством в 1916 г. С 1.01 по 1.04.1917 г. входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Мобилизован 15.04.1920 г. и 26.05.1920 г. включен в состав Морских сил Северного моря. 16.06.1920 г. возвращен Мортрану. 28.07 - 1.10.1932 г. впервые прошел с запада на восток Северным морским путем за одну навигацию 17.12.1932 г. награжден орденом Красного Знамени. Мобилизован вновь 20.09.1941 г. и включен в состав Беломорской флотилии СФ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал военные и народнохозяйственные перевозки. 6.05.1942 г. сдан Главсевморпути. Погиб 25.08.1942 г. в бою с германским тяжелым крейсером "Адмирал Шеер".

ВЛАДИМИР РУСАНОВ (с 20.09.1941 г. по 9.06.1942 г. "ЛД-5")
Водоизмещение 2800 т. Размерения 73.2 х 10.9 х 5.2 м. ГЭУ котломашинная, 2200 л.с. Скорость 13 узлов.
Бывший канадский ледокольный пароход "Bonaventure". Построен в 1909 г. в Англии. Куплен русским правительством в 1916 г. С 1.01 по 1.04.1917 г. входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Мобилизован 15.04.1920 г. и 26.05.1920 г. включен в состав Морских сил Северного моря. 16.06.1920 г. возвращен Мортрану. Мобилизован вновь 20.09.1941 г. и включен в состав Беломорской флотилии СФ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал военные и народнохозяйственные перевозки. 9.06.1942 г. сдан Главсевморпути. 27.01.1967 г. выведен из эксплуатации и разобран на металл.

По другой версии перед началом Великой Отечественной войны поставлен в капитальный ремонт на з-д "Красная кузница" (Архангельск). С началом войны ремонт приостановлен. Предположительно в конце войны пароход был разделан на металл.

ГЕОРГИЙ СЕДОВ (с 20.09.1941 г. по 6.05.1942 г. "ЛД-3")
Водоизмещение 3217 т. Размерения 73.32 х 10.9 х 7.5 м. ГЭУ котломашинная, 2362 л.с. Скорость 13/8 узлов. Вооружение: с 25.03.1942 г. 2 х 76-мм Лендера, 2 х 45-мм 21-К, 4 х 12.7-мм пулемета ДШК.
Бывший канадский ледокольный пароход "Beotic". Построен в 1909 г. в Англии. Куплен русским правительством в 1916 г. С 1.01 по 1.04.1917 г. входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Мобилизован 15.04.1920 г. и включен сначала в состав Беломорской флотилии, а 24.04.1920 г. - в состав Морских сил Северного моря. 25.05.1920 г. возвращен Мортрану. Мобилизован вновь 20.09.1941 г. и включен в состав Беломорской флотилии СФ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал военные и народнохозяйственные перевозки. 6.05.1942 г. сдан Главсевморпути. В 1948 г. награжден орденом Ленина. В 1967 г. выведен из эксплуатации и разобран на металл.

МОНТКАЛЬМ (до 1942 г. "Montcalm", с 11.11.1947 г. "Прончищев", с 17.09.1954 г. "ПКЗ-61")
Водоизмещение 3270 т (полная вместимость 1432 брт). Размерения 74.62 х 12.36 х 4.79 м. ГЭУ котломашинная, 2 х 1612.5 л.с. Скорость ок. 14 узлов. Вооружение: 3 х 12-фн., 4 х 20-мм, 1 х 2 х 12.7-мм и 6 х 1 х 12.7-мм пулеметов.
Бывший канадский ледокольный пароход. Построен в 1904 г. ("Napier & Miller Ltd", Глазго, Великобритания). Весной 1942 г. приобретен Наркомвнешторгом, 6.05.1942 г. в конвое PQ-15 прибыл в Мурманск и вошел в состав Архангельского арктического морского пароходства Главного управления Севморпути. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Северного бассейна выполнял народнохозяйственные перевозки и снабжение полярных станций в Карском и Белом морях. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве ледокола. 24.07.1954 г. передан ВМФ и 2.08.1954 г. зачислен в состав Северного флота в качестве плавказармы. 29.04.1957 г. исключен из списков судов ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Силуэт ледокольного парохода ''Садко''
САДКО
Водоизмещение 3800 т., полная вместимость 1616 брт Размерения 77.2 х 11.38 х 6.9 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 3500 л.с. Скорость 15 узлов.
Бывший канадский ледокольный пароход "Lintrose". Построен в 1912 - 1913 гг. в Ньюкасле (Великобритания). Приобретен русским правительством в 1915 г. Погиб в 1916 г. в результате навигационной аварии в Кандалакшском заливе. Поднят в 1933 г. и после восстановительного ремонта в 1934 г. вновь введен в строй. В сентябре 1941 г. планировались мобилизация и зачисление в отряд ледоколов Беломорской флотилии СФ под обозначением "ЛД-4". Погиб 11.09.1941 г. в результате аварии (столкновение с необозначенной на карте подводной скалой) на переходе Диксон - Земля Франца-Иосифа.

Близкий по типу ледокольный пароход "Kyle" сохранился до настоящего времени.

Главная