Тип "Геркулес" - 2 единицы
Силуэт портового ледокола ''Геркулес''

1. ТАСУЯ (до ноября 1918 г. "Геркулес", до 6.08.1940 г. "Tasuja", с 1949 г. "МБ-128", с 1960 г. "ОТ-65")
Водоизмещение стандартное 753 т, полное 1100 т. Размерения 48.5 х 10.5 х 5.3 м. ГЭУ котломашинная, 1400 (по другим данным 1250) л.с. Скорость 13 (по другим данным 12)/10 узлов, дальность 1125 миль.
Бывший ледокол Ревельской крепости. Заложен в 1909 г. (СПб), спущен 25.04.1909 г., вст. в строй 3.11.1910 г. и вошел в состав БФ. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 25.02.1918 г. захвачен в Ревеле (Таллинн) германскими войсками, включен в состав германского флота и осенью 1918 г. уведен в Либаву (Лиепая). 1.04.1919 г. передан Эстонии и 20.02.1920 г. в соответствии с Юрьевским мирным договором признан ее собственностью. До середины 1920-х гг. входил в состав ВМС Эстонии в качестве вооруженного парохода. После вхождении Эстонии в состав СССР 6.11.1940 г. включен в состав КБФ. С 3.12.1940 г. по 4.10.1941 г. находился в распоряжении Балтийского государственного морского пароходства. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28 - 29.08.1941 г. (конвой №2), обеспечивал эвакуацию гарнизонов п-ва Ханко и о-вов Финского залива, после чего вошел в состав плавсредств тыла КБФ. Затонул 1.12.1941 г. при извлечении неразорвавшейся авиабомбы противника в Каботажной гавани Кронштадта. В 1942 г. поднят, восстановлен и 26.10.1943 г. вновь включен в состав КБФ. После войны входил в состав плавсредств флота: с 1949 г. в качестве морского буксира, а с 1960 г. - отопителя. Сдан на слом в 1964 г. и разобран на металл.

2. СИЛАЧ (с мая 1918 г. по 1922 г. "Ilmarinen", с 1942 г. по май 1945 г. "Nordlicht")
Водоизмещение стандартное 753 т. Размерения 46.9 х 10.2 х 5.3 м. ГЭУ котломашинная, 1000 л.с. Скорость 12/10 узлов, дальность 1125 миль.
Заложен в 1909 г. (СПб), спущен в 1909 г., вст. в строй в сентябре 1910 г. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 4.05.1918 г. захвачен финскими белогвардейцами в Котке. В 1922 г. возвращен РСФСР по Юрьевскому договору и передан Мортрану. С 25.10 по 1.12.1940 г. входил в состав плавсредств тыла КБФ, затем был возвращен Балтийскому пароходству. По плану подлежал мобилизации, однако на 22.06.1941 г. находился в кап. ремонте в Лиепае, поэтому не был вооружен. 24.06.1941 г. во избежание захвата противником был затоплен экипажем в Военной гавани. 14.10.1941 г. поднят германскими спасателями и отбуксирован на ремонт в Данциг (Гданьск). В марте 1943 г. введен в строй. При отступлении германских войск из Прибалтики оставлен в неисправном состоянии. После войны входил в состав Балтийского государственного морского пароходства. В конце 1950-х гг. выведен из эксплуатации и разобран на металл.

Главная