Тип "М-1" - 2 единицы

Силуэт минного заградителя ''Vaindlo''
1. КЕРИ (до 1918 г. "М-2", по другим данным "М-8", с 3.05.1918 г. по 11.11.1918 г. "KM-1", с конца ноября 1918 г. "Kalev", с 13.05.1936 по 1940 г. "Keri", с 15.07.1941 г. КАТЩ №1, с 25.07.1941 г. КАТЩ №1502, с августа 1942 г. "K.S. Boot 156", с сентября 1942 г. "O.Re 76", с конца 1943 г. "Keri", с 1944 г. "Koit")
Водоизмещение 50 т (к 1940 г. - 53 т). Размерения 21.6 х 4.6 х 1.2 м. ГЭУ дизельная, 80 л.с. Скорость 8 узлов.
Заложен в декабре 1911 г.(Охтинская верфь “В. Крейтон и Ко”, СПб), достроен на Ижорском заводе. Сборка корпуса начата 15.07.1912 г., спущен в октябре 1913 г., вст. в строй в мае в 1915 г. и вошел в состав БФ в качестве минного заградителя. В некоторых работах упоминается как теплоход №2 или "Теплоход-2". Участвовал в Первой мировой войне, входил в состав 3-го д-на сторожевых судов. После 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. оставлен в Ревеле в связи с невозможностью проводки во льдах. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками и 3.05.1918 г. включен в состав германского флота в качестве вооруженного судна. 11.11.1918 г. передан Эстонии и с конца ноября 1918 г. по 1927 г. входил в состав тральной экспедиции эстонского флота. С 13.05.1936 г. по 1940 г. входил в состав ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в СССР 13.08.1940 г. (по другим данным 18.09.1940 г.) включен в состав КБФ. С 15.07.1941 г. относился к классу катеров-тральщиков. Участвовал в обороне Таллинна. 28.08.1941 г. затоплен у входа в Минную гавань при оставлении Таллинна советскими войсками. Поднят германскими саперами и после восстановительного ремонта в мае 1942 г. включен в состав ВМС Германии в качестве штабного катера. В августе 1942 г. переклассифицирован в дозорный катер, а с конца 1943 г. - в посыльный катер. 1.08.1944 г. продан частной компании и переоборудован в сейнер. В конце 1944 - начале 1945 гг. интернирован в Швеции, а осенью 1945 г. возвращен СССР. Дальнейшая судьба неизвестна.

2. ВАЙНДЛО (до 1918 г. "М-8", по другим данным "М-2", с 4.06.1918 г. "KM-2", с 3.01.1919 г. "Olev", с 13.05.1936 г. до 13.08.1940 г. "Vaindlo", с 15.07.1941 г. КАТЩ №2, с 25.07 по 7.09.1941 г. КАТЩ №1501, с 3.08.1944 г. "ВРД-84", с 17.01.1946 г. "ВРД-105")
Водоизмещение 46 т . Размерения 18.6 х 5.1 х 1.2 м. ГЭУ дизельная, 60 л.с. Скорость 7.5 узла.
Заложен 25.01.1915 г. (Бьернеборгский завод, Финляндия), спущен в августе 1915 г., вст. в строй 3.10.1915 г. и вошел в состав БФ в качестве минного заградителя. В некоторых работах упоминается как теплоход №8 или "Теплоход-8". Участвовал в Первой мировой войне, входил в состав 3-го д-на сторожевых судов. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. оставлен в Ревеле (Таллинн) из-за невозможности проводки во льдах. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками и включен в состав германского флота в качестве вооруженного судна. 11.11.1918 г. передан Эстонии. С 3.01.1919 г. по 1927 г. входил в состав тральной экспедиции эстонского флота. После вхождения Эстонии в СССР 13.08.1940 г. (по другим данным 18.09.1940 г.) включен в состав КБФ. С 15.07.1941 г. относился к классу катеров-тральщиков. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. С 1.10.1942 г. на хранении в порту. 3.08.1944 г. выведен из боевого состава, переоборудован в водолазный рейдовый бот и вошел в состав плавсредств тыла КБФ. Сдан на слом 28.08.1948 г.

Главная