Тип "Ижорец" - 37 единиц

Силуэт тральщика типа ''Ижорец''

Водоизмещение 140 т. Размерения 23 х 5.5 х 1.95 м. ГЭУ котломашинная, 200 л. с. Скорость 7.5 узла (с тралом 3.5 - 5 узлов), дальность 600 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 31 чел.
Основные недостатки - низкая живучесть, малая скорость хода с тралом.

1. №35 (до 28.09.1939 г. БП №35, до декабря 1940 г. №35, до 28.06.1941 г. БП №35, с 7.09.1941 г. № 69, с 11.10.1944 г. "Т-69")
Бывший буксирный пароход Шекснинского речного пароходства. Построен в 1936 г. 28.09.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. В конце 1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 23.06.1941 г. мобилизован повторно и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. входил в состав Ладожской флотилии.

2. №41 (до 29.10.1939 г. "Ленводпуть-12", до 12.12.1940 г. №101, до 28.06.1941 г. "Ленводпуть-12", до 25.07.1941 г. №93)
Бывший буксирный пароход управления "Ленводпуть". Построен в 1938 г. 15.07.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 29.10.1939 г. включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 23.06.1941 г. мобилизован повторно и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Погиб 13.08.1941 г. в Финском заливе.

3. №42 (до 28.09.1939 г. "Ленводпуть-13", до 12.12.1940 г. №102, до 30.06.1941 г. "Ленводпуть-13", до 25.07.1941 г. № 94)
Бывший буксирный пароход управления "Ленводпуть. Построен в 1938 г. 28.09.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. . 23.06.1941 г. мобилизован повторно и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Обеспечивал перебазирование кораблей КБФ из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. у м. Юминда.

4. №43 (до 30.06.1941 г. "Ленводпуть-17", до 25.07.1941 г. №95, с 7.9.1941 г. № 52, с 11.10.1944 г. "Т-52")
Бывший буксирный пароход управления "Ленводпуть". Построен в 1938 г. 23.06.1941 г. мобилизован и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ.

5. №44 (до 20.09.1939 г. БП №38", до 12.12.1940 г. №38, до 1.07.1941 г. БП №38, до 25.07.1941 г. №45, с 7.09.1941 г. № 38, с 6.10.1944 г. "Т-38")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 20.09.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 26.06.1941 г. мобилизован повторно и 1.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской десантной операции 29.09 - 24.11.1944 г. С 24.04.1943 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

6. №45 (до 20.09.1939 г. БП №39, до 12.12.1940 г. №39, до 30.06.1941 г. БП №39, до 25.07.1941 г. №46, с 7.09.1941 г. № 53)
Бывший буксирный пароход Северо-Западного речного пароходства. Построен в 1936 г. 20.09.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 25.06.1941 г. мобилизован повторно и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 19.09.1941 г. затонул в Морском канале в результате столкновения с другим судном, поднят и 28.11.1942 г. после капитального ремонта вновь включен в состав КБФ. Погиб 21.06.1944 г. от подрыва на мине в Бьеркезунде.

7. №46 (до 28.09.1939 г. БП №65, до 12.12.1940 г. №65, до 2.07.1941 г. БП №65, до 25.07.1941 г. №47, с 7.09.1941 г. № 43)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1938 г. 28.09.1939 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 26.06.1941 г. мобилизован повторно и 2.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Погиб 1.11.1941 г. в результате аварии у о. Лавенсаари.

8. №47 (до 30.06.1941 г. БП №69, до 25.07.1941 г. №74, с 7.09.1941 г. № 44, с 11.10.1944 г. "Т-44")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1938 г. 26.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. С 24.04 по 3.07.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

9. №48 (до 30.06.1941 г. "Антикайнен", до 25.07.1941 г. №73, с 7.09.1941 г. № 45, с 5.06.1944 г. "Т-45")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1939 - 1940 гг. 26.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Погиб 26.08.1944 г. у о. Нерва.

10. №59 (до 30.06.1941 г. "Фурманов", до 25.07.1941 г. №85, с 7.09.1941 г. "Фурманов", с 29.08.1944 г. "Т-43")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1939 г. Мобилизован 26.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 7.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, но 19.12.1941 г. возвращен в состав ВМФ. Обеспечивал перевод на Волгу и в Белое море недостроенных тральщиков и подводных лодок.

11. №63 (до 20.09.1939 г. БП №63, до 23.07.1940 г. №63, до 30.06.1941 г. БП № 63, с 21.10.1944 г. "Т-63")
Бывший буксирный пароход Шекнинского речного пароходства. Построен в 1937 г. 20.09.1939 г. призван, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 23.07.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 27.06.1941 г. мобилизован и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. До 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

12. №65 (до 3.04.1942 г. и с 5.07.1944 г. "ВВС-65")
Бывший буксирный пароход 706-й авиабазы ВВС КБФ. Построен в 1937 г. 3.04.1942 г. вооружен, переоборудован и переклассифицирован в тральщик и включен в состав Ладожской флотилии. 5.07.1944 г. разоружен и переклассифицирован в буксир.

13. №80 (до 13.07.1939 г. БП №21, до 12.12.1940 г. №21, до 28.06.1941 г. "БП № 21", до 25.07.1941 г. №48)
Бывший буксирный пароход Северо-Западного речного пароходства. Построен в 1935 г. 15.06.1939 г. переоборудован в тральщик и 13.07.1939 г. включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. Вновь мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских о-вов. Погиб 18.08.1941 г. от подрыва на мине в Моонзунде.

14. №81 (до 22.06.1941 г. БП №22, до 25.07.1941 г. №78)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1935 г. 9.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 22.06.1941 г. включен в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Погиб 16.09.1941 г. в центральной части Балтийского моря.

15. №81 (до 8.07.1941 г. БП №81, с 21.10.1944 г. "Т-81")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1937 г. 7.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 13.07.1941 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 24.11.1944 г. До 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

16. №82 (до 20.09.1939 г. БП №23, до 2.09.1940 г. №23, до 3.07.1941 г. БП №23, до 25.07.1941 г. №108)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1935 г. 15.06.1939 г. призван, переоборудован в тральщик и 20.09.1939 г. включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 2.09.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 26.06.1941 г. вновь мобилизован и 3.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Интернирован в Швецию в сентябре 1941 г.

17. №82 (до 22.06.1941 г. БП №82, до 3.08.1941 г. №79, с 21.10.1944 г. "Т-82")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1937 г. 9.06.1941 г. призван для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик и 22.06.1941 г. включен в состав КБФ. До 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии. Погиб 5.12.1944 г. в Усть-Двинске.

18. №83 (до 8.07.1941 г. БП № 25, до 25.07.1941 г. № 96, с 7.09.1941 г. № 46, с 12.11.1944 г. "Т-46")
Бывший буксирный пароход Шекснинского речного пароходства. Построен в 1935 г. 27.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 8.07.1941 г. включен в состав КБФ. С 24.04.1943 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

19. №84 (до 29.10.1939 г. БП №26, до 12.12.1940 г. №26, до 30.06.1941 г. БП № 26, до 25.07.1941 г. №44, с 7.09.1941 г. №47)
Бывший буксирный пароход Северо-Западного речного пароходства. Построен в 1935 - 1936 гг. 29.10.1939 г. переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 12.12.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 24.06.1941 г. вновь мобилизован и 30.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских о-вов. Погиб 21.06.1944 г. в р-не Бьеркезунда.

20. №85 (до 20.09.1939 г. БП №29, до декабря 1940 г. №29, до 1.07.1941 г. "БП № 29", до 25.07.1941 г. №106)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 20.09.1939 г. призван для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. В конце.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 27.06.1941 г. мобилизован и 1.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Погиб в сентябре 1941 г. в центральной части Балтийского моря.

21. №86 (до 21.09.1939 г. БП №33, до 2.11.1940 г. №33, до 2.07.1941 г. "БП № 33", до 25.07.1941 г. №107, с 7.09.1941 г. №48, с 11.10.1944 г. "Т-48")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 21.09.1939 г. призван, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 2.11.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 26.06.1941 г. мобилизован и 2.07.1941 г. вошел в состав КБФ. 20.11.2942 г. затонул на Большом Кронштадском рейде в результате аварии. 2.09.1943 г. поднят, отремонтировани и 15.11.1943 г. снова вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов.

22. №87 (до 21.09.1939 г. БП №34, до 5.06.1940 г. №34, до 29.06.1941 г. "БП № 34", до 25.07.1941 г. №105)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 21.09.1939 г. призван для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 5.06.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 23.06.1941 г. мобилизован и 29.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Интернирован в Швецию в сентябре 1941 г.

23. №88 (до 21.09.1939 г. БП №31, до 5.06.1940 г. №31, до 5.07.1941 г. "БП № 31", до 25.07.1941 г. №75, с 7.09.1941 г. №49)
Бывший буксирный пароход Шекснинского речного пароходства. Построен в 1936 г. 21.09.1939 г. призван, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 5.06.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 30.06.1941 г. мобилизован и 5.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Погиб 19.09.1944 г. в р-не банки Вигрунд.

24. №89 (до 22.06.1941 г. БП №83, до 25.07.1941 г. №77)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1939 - 1940 гг. 9.06.1941 г. призван для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик и 22.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в обороне Моонзундских островов. Интернирован в Швецию в сентябре 1941 г.

25. №93 (до 25.07.1941 г. "Сом", с 7.09.1941 г. №63, с 11.10.1944 г. "Т-63", с 28.03.1945 г. "Т-83")
Бывшее опытовое судно отряда судов Остехбюро. Построен в 1937 - 1938 гг. 20.03.1940 г. вооружен, переоборудован и переклассифицирован в тральщик и включен в состав КБФ.

26. №94 (до 22.06.1941 г. БП №20, до 25.07.1941 г. №76, с 10.09.1941 г. "Ижорец - 20", с 19.12.1941 г. №59, с 5.06.1944 г. "Т-59")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1935 г. 9.06.1941 г. призван, переоборудован в тральщик и 22.06.1941 г. включен в состав КБФ. 10.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству. 19.12.1941 г. возвращен в боевой состав. Осенью 1941 г. беспечивал перевод на Волгу и в Белое море недостроенных тральщиков и подлодок.

27. №121 (до 5.07.1941 г. БП № 71, с 25.07.1941 г. "Ижорец-71", с 7.09.1941 г. №64)
Бывший буксирный пароход треста "Свирьстрой" Спецгидростроя НКВД. Построен в 1938 - 1939 гг. Мобилизован 30.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 5.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. Погиб 30.09.1941 г. от столкновения с остовом сетевого заградителя "Астроном". Поднят в 1944 г.

28. №124 (до 5.07.1941 г. БП № 64, с 25.07.1941 г. "Ижорец-64", с 7.09.1941 г. №65, с 11.10.1944 г. "Т-65")
Бывший буксирный пароход треста "Свирьстрой" Спецгидростроя НКВД. Построен в 1938 - 1939 гг. 2.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 11.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве.

29. №125 (до 11.07.1941 г. БП № 75, с 25.07.1941 г. "Ижорец-75", с 7.09.1941 г. №66, с 11.10.1944 г. "Т-66")
Бывший буксирный пароход треста "Свирьстрой" Спецгидростроя НКВД. Построен в 1938 - 1939 гг. 30.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 11.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г.

30. №126 (до 12.07.1941 г. БП № 66, с 21.10.1944 г. "Т-126")
Бывший буксирный пароход треста "Свирьстрой" Спецгидростроя НКВД. Построен в 1937 г. 5.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 12.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. Прошел кап. ремонт с 21.09.1941 г. по 20.02.1942 г. 10.04.1943 г. затонул в Волховской губе после подрыва на мине. 15.05.1943 г. поднят, отремонтирован и вновь введен в строй. С 4.10.1941 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

31. №127 (до 8.07.1941 г. БП № 32)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 2.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 8.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. С 4.10.1941 г. входил в состав Ладожской флотилии. Погиб 3.08.1944 г. от подрыва на мине на Ладожском оз.

32. №128 (до 13.07.1941 г. БП № 53, с 25.07.1941 г. "Ижорец-53", с 7.09.1941 г. №67)
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1937 г. 7.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 13.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. Потоплен 30.11.1941 г. авиацией противника в Финском заливе, впоследствии поднят.

33. №129 (до 28.09.1939 г. БП №30, до 5.06.1940 г. №30, до 21.07.1941 г. БП №30, с 25.07.1941 г. "Ижорец-30", с 7.09.1941 г. №68, с 11.10.1944 г. "Т-68")
Бывший буксирный пароход Северо-Западного речного пароходства. Построен в 1936 г. 28.09.1939 г. призван для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик и вошел в состав КБФ. Участвовал в советско-финляндской войне. 5.06.1940 г. разоружен и возвращен НКРФ. 2.07.1941 г. мобилизован и 21.07.1941 г. вошел в состав КБФ. До 7.09.1941 г. находился в резерве. После войны возвращен Беломоро-Онежскому речному пароходству. В 1947 г. приказом командующего КБФ на судне установлена мемориальная доска в память о заслугах перед Родиной. Примерно в это же время "Ижорец-30" переименован в "Энтузиаст". В 1960-х гг. перестроен в теплоход. В 2005 г. буксирный т/х "Энтузиаст" еще находился в эксплуатации (по некоторым данным эксплуатируется до настоящего времени).

34. №175 (до 4.08.1941 г. и с 13.12.1941 г. по 27.01.1942 г. БП № 27, с 21.10.1944 г. "Т-175")
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1936 г. 2.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 19.08.1941 г. вошел в состав КБФ. 13.12.1941 г. переформирован в буксир, но 3.04.1942 г. возвращен в боевой состав. С 3.04.1942 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

35. №176 (до 4.08.1941 г. и с 13.12.1941 г. "КП-19", с 21.10.1944 г. "Т-176", с 8.04.1945 г. "Багер")
Бывший буксирный пароход Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Построен в 1938 - 1939 гг. Первоначальное обозначение БП №85. 6.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 19.08.1941 г. вошел в состав КБФ. 13.12.1941 г. переформирован в буксир, но 3.04.1942 г. был возвращен в боевой состав. С 3.04.1942 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г. 8.04.1945 г. разоружен и переформирован в буксир.

36. №179 (до 4.08.1941 г. и с 8.09.1941 г по 27.01.1942 г. "МЗ-1", с 11.10.1944 г. "Т-179")
Бывший буксирный пароход Кронштадского морского з-да. Построен в 1937 г., первоначальное обозначение БП №70. 6.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 16.08.1941 г. вошел в состав КБФ. 8.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, но 19.12.1941 г. возвращен в боевой состав. Участвовал в переводе недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море осенью 1941 г.

37. УК-4 (до 1939 г. "ЛК-13", с 21.10.1944 г "Т-40")
Построен в 1937 - 1938 гг. 9.05.1938 г. вошел в состав плавсредств эскадры КБФ в качестве буксирного парохода. В 1939 г. переклассифицирован в учебное судно и передан отряду учебных кораблей на Ладожском озере. 3.08.1941 г. вооружен, переоборудован в тральщик и включен в боевой состав КБФ. До 18.10.1941 г. входил в состав Ладожской флотилии. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г.

Тральщики №37 (БП №37, возвращен НКРФ 5.06.1940 г.), №103 ("Ленводпуть-15") и №104 ("Ленводпуть-16") участвовали в советско-финляндской войне. Буксирный пароход этого типа "Ижорец-8" ("Кареджи") сохранился в экспозиции музея "Дорога жизни".

Главная