Тип “Москва” - 35 единиц

Близкие по ТТЭ корабли, переоборудованные из буксирных пароходов, ледокольных буксиров, посыльных и гидрографических судов.

1. №31 (до 28.06.1941 г. “Москва”, до 25.07.1941 г. №102, с 7.09.1941 г. №36, с 5.06.1944 г. “Т-36” )
Водоизмещение 220 т. Размерения 31.8 х 6.9 х 2.1 м. 2 ГЭУ котломашинная,, 330 л.с. Скорость 10 узлов, дальность 860 миль на 8 узлах. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1891 г. В качестве тральщика участвовал в советско-финляндской войне. 23.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г.

2. №32 (до 29.06.1941 г. “Озерной”, до 25.07.1941 г. №87, с 7.09.1941 г. №31)
Водоизмещение 200 т. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший речной буксирный пароход. В качестве тральщика участвовал в советско-финляндской войне. 23.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 29.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Погиб 23.09.1941 г. в Кронштадте.

3. №33 (до 2.07.1941 г. и с 10.09.1941 г. “Олонка”, до 25.07.1941 г. №104, с 29.08.1944 г. “Т-51” )
Водоизмещение 160 т. Размерения 29.6 х 6 х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 31 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1927 г. 29.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 2.07.1941 г. вошел в состав КБФ. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. 10.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 3.01.1942 г. возвращен в состав КБФ.

Силуэт канонерской лодки ''Видлица'' (тральщика №34)
4. №34 (до 28.06.1941 г. и с 8.09.1941 г. “Видлица”, до 25.07.1941 г. №103, с 26.10.1941 г. “КЛ-16”, с 30.04.1942 г. “КЛ-41” )
Водоизмещение 199 т. Размерения 30.3 х 6.2 х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 450 л.с. Скорость 8 узлов, дальность 1000 миль. Вооружение: 1 х 75 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1928 г. В качестве тральщика участвовал в советско-финляндской войне. 23.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. 8.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству. 26.10.1941 переведен в Онежскую флотилию и переклассифицирован в канонерскую лодку. 20.07.1944 г. возвращен Северо-Западному речному пароходству.

5. №35 (до 28.06.1941 г. и с 11.10.1944 г. “Шуя”, до 25.07.1941 г. №86, с 7.09.1941 г. №32, с 5.06.1944 г. “Т-32” )
Водоизмещение 230 т. Размерения 30 х 6.1 х 2.1 м. ГЭУ котломашинная, 440 л.с. Скорость 8/7.5 узла, дальность 200 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1927 г. 24.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 11.10.1944 г. разоружен и переформирован в буксир

6. №36 (до 28.06.1941 г. и с 20.02.1942 г. “Молотов”, до 25.07.1941 г. №83, с 7.09.1941 г. №33, с 29.08.1944 г. “Т-61” )
Водоизмещение 200 т. Размерения 28.3 х 6 х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 375 л.с. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1927 г. 23.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 20.09.1941 г. затонул в Ленинграде от ударов вражеской авиации, но вскоре был поднят, отремонтирован и 20.02.1942 г. вновь включен в состав флота. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 4.10.1944 г. 11.10.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

7. №37 (до 27.06.1941 г. и с 18.08.1942 г. “Боевой”, до 25.07.1941 г. №72, с 21.10.1944 г. “Т-37” )
Водоизмещение 196 т. Размерения 29 х 5.3 х 2.3 м. ГЭУ котломашинная, 300 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 1400 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет, тралы Шульца, змейковый, акустический. Экипаж 38 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1910 - 1911 гг. Во время советско-финляндской войны входил в состав плавсредств тыла КБФ. 22.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 27.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 18.08.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 21.11.1941 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г. С 21.11.1941 г. по 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии.

8. №38 (до 28.06.1941 г. “Тюлень”, до 25.07.1941 г. №84, с 7.09.1941 г. №37, с 5.06.1944 г. “Т-37” )
Водоизмещение 300 т. Размерения 34.6 х 6.3 х 2 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 1200 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1911 г. Во время советско-финляндской войны входил в состав плавсредств тыла КБФ. 23.06.194 1 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 8.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 19.12.1941 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. Потоплен 2.08.1944 г. в Нарвском заливе бомбардировочной авиацией противника.

9. №39 (до 3.07.1941 г. и с 6.09.1941 г. “Сиговец”, до 25.07.1941 г. №88, с 29.08.1944 г. “Т-35” )
Водоизмещение 240 т. ГЭУ котломашинная, 460 л.с. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход. Построен в 1897 г. 25.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 3.07.1941 г. вошел в состав КБФ. 6.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 3.1.1942 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. 11.10.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.
Силуэт парохода ''Петрозаводск''
10. №39 (до 1.07.1941 г. “Петрозаводск”, до 21.11.1941 г. №101)
Водоизмещение 275 т. Размерения 47 х 7.2 х 2.1 м. ГЭУ котломашинная, 280 л.с. Скорость 12/9 узлов, дальность 1296 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший служебный речной пароход МПС. Построен в 1913 г. в Риге. Во время гражданской войны входил в состав Онежской флотилии в качестве вооруженного парохода, канонерской лодки а затем - посыльного судна. 25.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 29.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 7.07.1941 г. затонул в р-не Кронштадта от подрыва на мине. Осенью 1941 г. поднят, отремонтирован и 21.11.1941 г. возвращен в состав флота. 2.08.1942 г. погиб от подрыва на мине в р-не Деманстейнских банок.
Силуэт портового судна типа ''Конвоир''
11. №49 (до 21.05.1918 г. "Спутник", с 21.05.1918 г. "Lauterbach", с 11.11.1918 г. "Laine", с 6.08.1940 г. до 25.07.1941 г. и с 19.12.1941 г. "Лайне", с 20.02.1942 г. "Гангутец")
Водоизмещение 211 т. Размерения 37 х 6.1 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 320 л.с. Скорость 11/8 узлов, дальность 950 миль. Вооружение 1 х 76,2-мм, 2 х 45-мм, 1 х 2 х 12,7-мм и 3 х 1 х 12,7-мм пулемета. Экипаж 34 чел.
Построен в 1913 г. и вошел в состав БФ в качестве портового судна. 7.04.1918 г. захвачен в абосских шхерах германским вспомогательным крейсером "Möwe"и 21.05.1918 г. вошел в состав германского флота в качестве тендера. 11.11.1918 г. передан Эстонии и зачислен в состав ее ВМС в качестве канонерской лодки. 6.08.1940 г. вошел в состав КБФ в качестве посыльного судна СНиС. 25.07.1941 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик. 19.12.1941 г. переклассифицирован в сторожевой корабль. 5.11.1945 г. разоружен и переформирован в гидрографическое судно. Сдан на слом 3.01.1954 г.
Силуэт яхты ''Зарница''
12. № 51 (до 12.06.1921 г. "Зарница", до 25.07.1941 г. "Змей")
Водоизмещение 245 т. Размерения 40.2 х 6 х 2.8 м. ГЭУ котломашинная, 375 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 700 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывшая яхта коменданта Кронштадской крепости. Построен в 1914 г. Участвовал в февральской революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде и гражданской войне. 9.04.1921 г. переклассифицирован в тральщик и 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 11.01.1935 г. входил в состав КБФ. С 17.10.1923 г. по 6.11.1924 г. посыльное судно. Прошел капитальные ремонты в 1927, 1933, 1936 и 1939 гг. Участвовал в советско-финляндской войне, обороне Рижского залива и Моонзундских о-вов. Погиб 30.07.1941 г. от подрыва на мине (58°41.5’ с.ш., 22°27’ в.д.).

13. №52 (до 30.04.1925 г. "Тосмар", до 1.01.1932 г. "Кингисепп", до 19.05.1937 г. "Буй", до 25.07.1941 г. и с 11.10.1944 г. “Буек”, с 7.09.1941 г. №55, с 8.07.1944 г. “Т-55”)
Водоизмещение 325 т. Размерения 32.7 х 6.3 х 3.4 м. ГЭУ котломашинная, 500 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 600 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, трал Шульца. 38 чел.
Бывшее портовое судно Либавского военного порта. Построен в 1900 г. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 1921 по 1939 гг. использовался МПО ОГПУ, затем в качестве посыльного и гидрографического судна. С 11.01.1935 г. входил в состав КБФ. 28.09.1939 г. переформирован в тральщик. 11.10.1944 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в буксир.

14. №55 (до 25.07.1941 г. и с 25.05.1944 г. “Мороз”, с 7.09.1941 г. №54)
Водоизмещение 350 т. Размерения 32.2 х 6.6 х 4.2 м. ГЭУ котломашинная, 750 л.с. Скорость 11/8 узлов, дальность 1060 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший ледокольный буксирный пароход "Солдат", построен в 1914 г. в Финляндии. В 1930-х гг зачислен в отряд опытовых судов Остехбюро, использовался для отработки электромагнитных размагничивающих обмоток. 21.11.1939 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в состав КБФ. 25.05.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

15. №56 (до 1.01.1932 г. “Черноморский №2”, до 25.07.1941 г. “Барометр” )
Водоизмещение 230 т. Размерения 28.8 х 6.2 х 4 м. ГЭУ котломашинная, 450 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 700 миль.
Бывший ледокольный буксирный пароход. Построен в 1914 г. Участвовал в Первой мировой войне и февральской революции. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. С 29.04.1922 г. по 28.03.1925 г. находился в распоряжении МПО ОГПУ. 29.04.1922 г. переклассифицирован в посыльное судно, 15.07.1926 г. - в буксир, 1.05.1928 г. - в учебное и 16.12.1930 г. - в гидрографическое судно. 4.01.1932 г. переклассифицирован в тральщик. С 11.01.1935 г. входил в состав КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28 - 29.08.1941 г. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине в р-не м. Юминда.

16. №58 (до 25.07.1941 г. №81, до 30.06.1941 г. и с 6.09.1941 г. “Осетр”, с 29.08.1944 г. “Т-60” )
Размерения 29.3 х 5.3 х 1.7 м.
Бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства. Построен в 1912 - 1914 гг. 25.06.1941 г. мобилизован, вооружен и 30.06.1941 г. в качестве тральщика включен в состав КБФ. 6.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 3.01.1942 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г. 8.10.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

17. №71 (до 28.06.1941 г. и с 6.09.1941 г. “Балмашев”, с 29.08.1944 г. “Т-50” )
Водоизмещение 295 т. Размерения 36.1 х 11 х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 6/5 узлов, дальность 365 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет, тралы Шульца и облегченный Шульца. Экипаж 32 челю
Бывший речной колесный буксирный пароход. Построен в 1903 г. Участвовал в гражданской войне (Видлицкая 27 - 29.06.1919 г. десантная операция). 23.06.1941 г. мобилизован, вооружен, переклассифицирован в тральщик и 28.06.1941 г. вошел в состав КБФ. 6.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 3.01.1942 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. 11.10.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

18. №71 (до 25.07.1941 г. “Краб” )
Водоизмещение 463.5 т. Размерения 41 х 7.6 х 2.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 500 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 31 чел.
Бывшее опытовое судно Остехбюро. Построен в 1938 г. 23.03.1940 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в состав КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт 28 - 29.08.1941 г. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда.

19. №76 (до 25.07.1941 г. “Вал”)
Водоизмещение 488 (по другим данным 377) т. Размерения 40.8 х 7.6 х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 425 л.с. Скорость 10.3 узла. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 33 чел.
Бывшее гидрографическое судно КБФ. Построен в 1937 - 1938 гг. В конце июня 1941 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в боевой состав. Погиб 8.08.1941 г. от близкого разрыва авиабомбы в р-не мыса Сырве (по другим данным - 11.08.1941 г. от подрыва на мине в Ирбенском проливе).

20. №79 (до 25.07.1941 г. “Волнорез”, с 7.09.1941 г. №58, с 5.06.1944 г. “Т-58”)
Водоизмещение 370 т. Размерения 31.6 х 7.2 х 3.1 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Скорость 9.5/6 узлов, дальность 1250 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 1 х 1 х 12.7 мм пулемет Кольта-Браунинга, 1 х 4 х 12.7 мм пулемет Виккерса, тралы. Экипаж 37 чел.
Бывшее гидрографическое судно КБФ. Построен в 1936 - 1938 гг. В конце июня 1941 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в боевой состав.

21. №91 (до 1.07.1941 г. “Ляпидевский”, до 25.07.1941 г. №82, с 7.09.1941 г. №61)
Размерения 32.6 х 5.5 х 1.7 м. ГЭУ котломашинная, 240 л.с.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1912 г. В конце 25.06.1941 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и 1.07.1941 г. включен в состав КБФ. 1.10.1942 г. законсервирован и сдан на долговременное хранение. 30.04.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.
Силуэт яхты ''Инженер''
22. №92 (до 25.07.1941 г. и с 5.11.1945 г. “Инженер”, с 7.09.1941 г. №62, с 2.08.1944 г. “Т-62”)
Водоизмещение 140 т. Размерения 31.2 х 5.9 х 2.7 м. ГЭУ котломашинная, 240 л.с. Скорость 8/4.5 узла, дальность 1250 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 31 чел.
Бывшая ледокольная паровая яхта Свеаборгской крепости. Построен в 1890 г. Участвовал в Первой мировой войне и февральской революции. С 6.07.1927 г. посыльное судно СНиС. С 10.03.1927 г. опытовое судно Остехбюро. С 22.11 по 12.12.1939 г. принимал участие в советско-финляндской войне в качестве сторожевого корабля. 25.06.1941 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в боевой состав КБФ. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г. 5.11.1945 г. разоружен и переформирован в гидрографическое судно. Исключен 13.11.1953 г. и сдан на слом.
Силуэт тральщика ''Т-100''
23. № 100 (до 24.08.1940 г. "Аунус", до 3.08.1941 г. “УК-100”, с 21.10.1944 г. “Т-100”)
Водоизмещение 150 т. Размерения 26 х 5.6 х 2.3 м ГЭУ котломашинная, 280 л.с. Скорость 10.5/7 узлов, дальность 750 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 38 чел.
Бывший финский ледокольный буксирный пароход. Захвачен в 1940 г. во время советско-финляндской войны на Ладожском озере в качестве трофея. 24.08.1940 г. вошел в состав Ладожской флотилии в качестве учебного судна. 3.08.1941 г. вооружен, переклассифицирован в тральщик и включен в боевой состав КБФ. До 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии. После войны под обозначением “РБ-30” поступил в распоряжение артели “Звейниекс” (Латвия). Находился в службе ок. 40 лет. По окончании службы установлен в качестве мемориала в Новой Ладоге.

24. №122 (до 10.07.1941 г. “Сом”)
Водоизмещение 163 т. Размерения 29.2 х 5.3 х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 280 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 31 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1913 г. 2.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав Ладожской флотилии. Погиб 17.09.1941 г. от прямого попадания авиабомбы противника на Ладожском оз.

25. №171 (до 4.08.1941 г. “Норек”)
Размерения 23.2 х 5.5 х 2.5 м. ГЭУ котломашинная, 232 л.с.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1910 г. 2.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 19.08.1941 г. включен в состав КБФ. Погиб 30.11.1941 г. на Ладожском оз.

26. №172 (до 12.06.1919 г. "Желябов", до мая 1920 г. ПС №3, до 4.08.1941 г. и с 6.09.1941 г. по 27.01.1942 г. “Желябов”, с 11.10.1944 г. “Т-172”)
Водоизмещение 185 т. Размерения 29 х 5.5 х 1.4 м. ГЭУ котломашинная, 320 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы.
Бывший речной колесный буксирный пароход. Построен в 1897 г. Участвовал в гражданской войне (бои за ст. Лижма и в Повенецком заливе осенью 1919 г.). В мае 1920 г. возвращен Прионежскому Рупводу. 1.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 19.08.1941 г. включен в состав КБФ. 6.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, но 19.12.1941 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 - 24.11.1944 г.

27. №173 (до 4.08.1941 г. и с 10.09.1941 г. по 27.01.1942 г.“Моряк №1”)
Размерения 22 х 5 х 3.5 м. ГЭУ котломашинная, 260 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 800 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы Шульца и облегченный Шульца. Экипаж 32 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1895 г. Мобилизован 2.08.1941 г., переоборудован в тральщик и 10.09.1941 г. включен в состав КБФ. Тогда же передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству, а 19.12.1941 г. возвращен в состав флота. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подлодок на Волгу и в Белое море. 9.03.1943 г. законсервирован и сдан на хранение, а 30.04.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

28. №174 (до 4.08.1941 г. и с 13.12.1941 г. по 27.01.1942 г.“Емельян Пугачев”)
Размерения 21.6 х 4.8 х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 205 (по другим данным 179) л.с.
Бывший речной буксирный пароход “Михаил”. Построен в 1870 г. Мобилизован 4.08.1941 г., переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ. 13.12.1941 г. разоружен и переформирован в буксир.

29. №177 (до 4.08.1941 г. и с 10.11.1944 г. “Белуга”)
Водоизмещение 185 т. Размерения 26.8 х 4.7 х 2 м. ГЭУ котломашинная, 240 л.с. Скорость 12/11 узлов, дальность 740 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы Шульца и облегченный Шульца.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1897 г. 5.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 3.09.1941 г. включен в состав КБФ. 3.11.1941 г. затонул в устье Невы в результате аварии, но 11.11.1941 г. поднят, отремонтирован и введен в строй. 10.11.1944 г. разоружен и переформирован в буксир.

30. №178 (до 24.07.1916 г. "Север", до 15.08.1916 г. буксир №168, до июля 1918 г. "Север", до 16.08.1918 г. вооруженный пароход №2, до 15.06.1919 г. "А.Ульянов", до июля 1919 г. канонерская лодка №1, до 4.08.1941 г. и с 5.09.1941 г. “Ульянов”)
Водоизмещение 196 т. Размерения 27.5 х 5.03 х 2.13 м. ГЭУ котломашинная, 300 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: 1 х 45-мм, 2 х 7.62-мм пулемета, тралы Шульца и змейковый.
Бывший речной буксирный пароход "Выход". Построен для частного владельца в 1912 г. (Варкауз, Финляндия). С 16.09.1914 г. находился в распоряжении МПС. 24.07.1916 взят по военно-судовой повинности и включен в состав Транспортной флотилии БФ в качестве буксира. 15.08.1916 г. возвращен МПС. Национализирован и 8.02.1918 г. сдан Главоду. В июле 1918 г. мобилизован и включен в состав Онежской флотилии в качестве вооруженного парохода. 16.09.1918 г. разоружен и сдан Мариинскому Обводу. 15.06.1919 г. вновь мобилизован и вошел в состав Онежской флотилии в качестве канонерской лодки. В июле 1919 г. сдан Приладожскому Рупводу. Прошел кап. ремонт в 1929 г. и до начала войны входил в состав Северо-Западного речного пароходства НКРФ. Мобилизован 1.08.1941 г., переоборудован в тральщик и 2.09.1941 г. включен в состав КБФ. 5.09.1941 г. передан в оперативное подчинение Северо-Западному речному пароходству. Осенью 1941 г. обеспечивал перевод недостроенных тральщиков и подводных лодок на Волгу и в Белое море. Потоплен 27.11.1941 г. огнем полевой артиллерии противника в р-не банки Каменная в Невской губе. В 1942 г. поднят АСС КБФ и поставлен на прикол. По окончании войны сдан на слом.

31. ЗАРНИЦА (с 29.08.1944 г. “Т-30”)
Водоизмещение 470 т. Размерения 40.7 х 7.6 х 3 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 9 узлов.
Бывший буксирный пароход Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Построен в 1938 г. 5.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ.

32. ЗАРЯД (с 9.11.1944 г. “Т-87”)
ТТЭ не установлены.
Бывший пожарный пароход плавсредств тыла КБФ. 9.11.1944 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик и включен в боевой состав флота.
Силуэт ледокольного буксира типа ''Лед''
33. ОДЕССА (до 23.06.1917 г. "Днестр", до 25.02.1918 г. "Снег", с марта 1918 до 1921 г. "Reval", до 21.06.1940 г. "Jaan Poska", до 19.08.1940 г. "Pärnu", до 1.12.1941 г. "Пярну", с 15.03.1942 г. "Т-301", с 12.07.1943 г. "К-4", затем "МБ-14")
Водоизмещение 300 т (полная вместимость 182 брт). Размерения 32.17 х 6.75 х 4.5 м. ГЭУ котломашинная, 650 л.с. Скорость 11/7.5 узла, дальность 1250 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 37 чел.
Бывший ледолкольный буксирный пароход. Построен в 1913 - 1914 гг. ("Motala Varf", Швеция) по заказу МТиП России для Одесского торгового порта. 23.06.1917 г. куплен Морским ведомством, 4.08.1917 г. принят от владельцев и 17.08.1917 г. вошел в состав БФ в качестве ледокола. Во время Первой мировой войны обеспечивал действия флота. 25.10.1917 г. вошел в состав красного БФ. В феврале 1918 г. совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс. 9.04.1918 захвачен в Або (Финляндия) германским вспомогательным крейсером "Möwe" и 21.05.1918 г. включен в состав ВМС Германии в качестве ледокола. 11.11.1918 г. передан Эстонии и вошел в состав ее ВМС в качестве буксира. После вхождения Эстонии в СССР 6.08.1940 г. включен в состав КБФ. С 19.08.1940 г. посыльное судно СНиС. 16.02.1942 г. включен в боевой состав, переоборудован и переклассифицирован в тральщик. 24.04.1942 г. серьезно поврежден германской авиацией в Кронштадте, но был отремонтирован и возвращен в строй. 12.07.1943 г. разоружен и переформирован в буксир. До середины 1950-х гг. входил в состав плавсредств тыла КБФ. 3.12.1960 г. исключен из списков флота и сдан на слом. 20.02.1961 г расформирован.

34. РАДУГА
Водоизмещение 475 т. Размерения 40.8 х 7.6 х 2.8 м. ГЭУ котломашинная, 400 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 780 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 35 чел.
Бывший буксирный пароход Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Построен в 1937 г. Осенью 1941 г. мобилизован и в качестве буксира включен в состав плавсредств тыла КБФ. 12.04.1943 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик. Погиб 23.12.1943 г. от подрыва на мине у о. Сескар.

35. СТЕПАН РАЗИН (до 15.05.1919 г. “Стенька Разин”, до 15.06.1919 г. буксир-ледокол №1, до 17.05.1920 г. КЛ №8, с 29.08.1944 г. “Т-64”)
Водоизмещение 180 т. Размерения 30.2 х 5.7 х 2.1 м. ГЭУ котломашинная, 430 л.с. Скорость 9 узлов, дальность 400 миль. Вооружение: 1 х 45 мм, тралы Шульца и змейковый. Экипаж 30 чел.
Бывший речной буксирный пароход. Построен в 1913 г. (Варкаус, Финляндия). Участвовал в гражданской войне. 22.06.1941 г. мобилизован и вошел в состав плавсредств тыла КБФ. 25.07.1941 г. переклассифицирован в тральщик, а 7.09.1941 г. в сторожевой корабль, но использовался как буксирный пароход до 24.02.1942 г. 8.08.1942 г. разоружен и возвращен Северо-Западному речному пароходству. 7.03.1943 г. повторно мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав КБФ.

Главная