Разнотипные

АПШЕРОН (до 1932 г. "Zoroaster", до 1934 г. "Апшероннефть")
Полная вместимость 3781 брт. Размерения 97.28 (между перпендикулярами) х 14.96 х 7.10 м. ГЭУ дизельная, 496 н.л.с. Скорость 10.5 узла.
Бывший шведский танкер. Построен в 1923 г. ("Götaverken A/B", Гётеборг, Швеция). В 1932 г. приобретен СССР и вошел в состав пароходства "Совтанкер" (порт приписки Туапсе). С 22.06.1941 г. до 23.03.1942 г. числился в составе ЧФ в качестве водоналивного транспорта. Помимо основного назначения использовался как транспорт и нефтеналивной транспорт. Погиб 11.12.1941 г. от подрыва на мине советского оборонительного заграждения.

БАТУМИ (до 1932 г. "Bente Mærsk", до 1934 г. "Батумский Совет", до 1939 г. "Батум")
Полная вместимость 6578 брт. Размерения 129.26 (124.08 между перпендикулярами) х 16.64 х 9.83 м. ГЭУ дизельная, 489 н.л.с. Скорость 12 узлов.
Построен в 1931 г. ("Odense Staalskibsverft", Одензе, Дания). В 1932 г. приобретен СССР и вошел в состав пароходства "Совтанкер" (порт приписки Туапсе). С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ. С 1956 по 1971 гг. входил в состав Дальневсточного гос. морского пароходства. В 1971 г. выведен из эксплуатации и передан порту Петропавловск-Камчатский для использования в качестве бункеровщика.

БУГ (до 1933 г. "Agnes Duncan")
Дедвейт 3680 т. Размерения 93.27 x 13.17 x 5.57 м. ГЭУ котломашинная, 1350 л.с. Скорость 11 узлов.
Бывший английский грузовой пароход. Построен в 1912 г. ("R. Duncan & Со", Глазго, Великобрита­ния). В начале 1933 г. приобретен Наркомводом для Балтийской главной конторы Совторгфлота. С 15.03.1934 г. входил в состав Балтийского, а с 15.01.1938 г.- Северного государственного морского пароходства. В 1941 г. переоборудован в танкер и вошел в состав плавсредств тыла СФ. Во время Великой Отечественной войны доставлял жидкое топливо и нефтепродукты в отдален­ные базы и приморские гарнизоны. 29.06.1948 г. возвращен Минморфлоту и 31.07.1948 г. исключен из списков судов ВМФ. Впоследствии использовался в Мурманском торговом порту в качестве несамоходного топливохранилища. В 1960-х гг. исключен из списков плавсредств Минморфлота.


ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ (до 1914 г. "Elbruz", до 1930 г. "Эльборус", до 1933 г. "Эльбрус", до 1934 г. "Сурчаннефть", до 1935 г. "Сурчаны")
Полная вместимость 4629 брт. Размерения 114.30 х 15.6 х 8.35 м. ГЭУ дизельная, 2200 эфф.л.с. Скорость 11.5 узла.
Бывший бельгийский танкер. Построен в 1914 г. ("Tyne Iron Shipbuilding Co Ltd", Ньюкасл, Великобритания). Осенью 1914 г. получен от правительства Бельгии (официально передан в 1916 г.) и включен в состав ЧФ. 18.06 .1918 г. (по другим данным 21.06) затоплен на рейде Новороссийска во избежание захвата германскими оккупантами. В 1918 г. германскими и в 1919 г. английскими спасателями предприняты безуспешные попытки подъема (по другим данным в 1919 г. танкер был поднят, затем вновь затоплен). Поднят 21.07.1925 г. советскими спасателями, восстановлен и в 1926 г. (по другим данным в 1927 г.) вновь введен в строй. С 1934 г. входил в состав пароходства "Совтанкер" (приписка к порту Туапсе). С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ. Потоплен 2.04.1942 г. германской торпедоносной авиацией у Таманского п-ва, следуя из Новороссийска в Камыш-Бурун в сопровождении ЭМ "Незаможник" и двух СКА.

ВАРЛААМ АВАНЕСОВ (до 1933 г. "Eidsvold")
Полная вместимость 6557 брт. Размерения 124.5 (между перпендикулярами) x 16.8 x ? м. ГЭУ дизельная, 542 н.л.с.
Бывший норвежский танкер. Построен в 1932 г. ("Götaverken A/B", Гётеборг, Швеция). В 1933 г. приобретен СССР и вошел в состав пароходства "Совтанкер" (приписка к порту Туапсе). С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ. 26.11.1941 г. ушел с грузом нефти в Стамбул, а оттуда 16.12.1941 г. вышел на Дальний Восток через Босфор. Торпедирован и потоплен 19.12.1941 г. германской ПЛ "U-652". Экипаж в спасательных шлюпках достиг турецкого берега и был впоследствии репатриирован.


ГОРНЯК (до 1924 г. "Татьяна", с 23.12.1941 г. "Posen", с 1.02.1942 г. "Heiligenbeil", с 15.07.1944 г. "Stenum", с 7.07.1950 г. "Горняк")
Наливной пароход. Построен в 1898 г. ("Bergsunds Mek. Verkstad", Бергзунд, Швеция). В 1914 г. мобилизован и включен в состав Балтийского флота. Участвовал в Первой мировой войне 1914 - 1918 гг. и Февральской революции, Ледовом переходе кораблей БФ флота весной 1918 г. С мая 1918 г. - в порту на хранении. В октябре 1918 г. передан Главоду. В декабре 1918 г. принят в состав Морских сил Балтийского моря в качестве танкера. 30.07.1919 г. поврежден в Кронштадте бомбой с английского аэроплана, впоследствии отремонтирован. В 1930 г. обеспечивал поход эсминцев "Сталин" и "Карл Маркс" в Норвегию. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. 24.06.1941 г. взорван экипажем в Либаве (Лиепая) в связи с невозможностью вывода при отходе советских войск. 27.06.1941 г. захвачен германскими войсками, отремонтирован и введен в состав германского флота. 16 - 17 и 26 - 27.08.1944 г. поврежден авиабомбами в Киле, впоследствии отремонтирован. 7.07.1950 г. возвращен СССР. Находился в эксплуатации до 1956 г.

ДОНБАСС (до 1944 г. "William C. McTarnahan", с 1966 г. "Kerr - McGee Tank Barge No 1")
Полная вместимость 7302 брт. Размерения 126.95 х 18.13 х 10.58 м. ГЭУ котломашинная, 3000 л.с. Скорость экономическая 12 узлов.
Построен в 1941 г. ("Alabama Dry Dock & Shipbuilding Company", Мобил, штат Алабама, США). 16.05.1942 г. тяжело поврежден торпедой германской ПЛ "U-506" в Мексиканском заливе, впоследствии отремонтирован. 27.04.1944 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна доставлял жидкое топливо и нефтепродукты от союзников в тихоокеанские порты СССР. 31.08.1944 г. в Портленде возвращен Военной судовой администрации США по причине неудовлетворительного технического состояния. В 1946 г. находился в резерве. В 1965 г. продан частной компании и в 1966 г. переоборудован в наливную баржу.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (до 1924 г. "Тамара")
Полная вместимость 1393 брт (дедвейт 1280 т, водоизмещение 2800 т). Размерения 75.0 х 9.6 х 5.1 м (по другим данным 75.0 х 10.7 х 3.8 м). ГЭУ котломашинная, 1650 (по другим данным 1200) л.с. Скорость 11/7 узлов, дальность 1737 миль.
Построен в 1898 г. ("Stettiner Oderwerke", Штеттин, Германия). В 1914 г. мобилизован и включен в состав БФ в качестве танкера. В апреле 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 г. находился на хранении в порту. 16.11.1918 г. передан Главоду, а в 1921 г. включен в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в советско-финляндской войне. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей КБФ. Погиб 21.07.1941 г. от подрыва на мине в р-не маяка Пакри.

ЖЕЛЯБОВ (до 1924 г. "Paddy")
Полная вместимость 1295 брт. Размерения 75.59 х 9.75 х 5.31 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 146 н.л.с.
Построен в 1903 г. ("William Dobson & Co", Ньюкасл, Великобритания) для частной компании, порт приписки Баку. Впоследствии национализирован, в 1937 г. по внутренним водным системам переведен на Север и в 1939 г. включен в состав СФ.

ИОСИФ СТАЛИН (до 1943 г. "J.Fletcher Farrell", с 3.02.1959 г. "Бункеровщик")
Полная вместимость 7061 брт. Размерения 131.16 х 18.07 х 10.12 м. ГЭУ котломашинная, 2600 л.с. Скорость 10.5 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 20-мм, 4 х 12.7-мм пулемета.
Бывший американский танкер. Построен в июле 1921 г. ("Bethlehem Shipbuilding Corporation Ltd", Куинси, штат Массачузетс, США). 21.06.1943 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного морского пароходства. 5.08.1943 г. мобилизован и включен в состав плавсредств тыла ТОФ. Во время Великой Отечественной и советско-японской войн обеспечивал боевую деятельность разнородных сил флота. 2.10.1945 г. в порту Гензан (Вонсан) получил повреждения при подрыве на неконтактной мине, но остался на плаву и после аварийного ремонта был вновь введен в строй. В 1948 г. возвращен Дальневосточному морскому пароходству. Находился в эксплуатации до 1959 г., после чего передан порту Владивосток для использования в качестве бункеровщика. В 1960-х гг. сдан для разделки на металл.

Построенный на той же верфи однотипный "William Boyce Thompson" 23.05.1942 г. получил повреждения от попадания торпеды и артиллерийского огня германской ПЛ "U 558", а 7.07.1943 г. торпедирован и потоплен германской ПЛ "U 185".

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (до 1939 г. танкер № 4)
Полная вместимость 1021 брт. Размерения 63.7 (59.94 между перпендикулярами) х 11.0 х 5.2 м. ГЭУ дизельная, 800 л.с. Скорость 9 узлов.
Построен в 1937 г. ("Mitsubishi Jukogyo K.K.", Иокогама, Япония) по заказу СССР для Акционерного Камчатского Общества (АКО). В августе 1945 г. во время Курильской десантной операции снабжал нефтепродуктами военную технику и десантные суда ТОФ. С середины 1980-х гг. использовался как сборщик льяльных вод в морском рыбном порту Петропавловска-Камчатского. Выведен из эксплуатации в начале 1990-х гг.

МАРИУПОЛЬ (до 1943 г. "S.C.T. Dodd")
Полная вместимость 7024.31 брт. Размерения 133.65 х 17.37 х 8.5 м. ГЭУ котломашинная, 3200 л.с. Скорость 11.88 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 76.2-мм, 4 х 20-мм.
Построен в 1920 г. ("Moore Shipbuilding", Окленд, штат , США). 9.10.1943 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного морского пароходства. 14.11.1943 г. в Первом Курильском проливе сел на камни у о. Симусю (Шумшу) и затонул на мелководье. Остов танкера после установки дополнительного артиллерийского вооружения использовался японским гарнизоном острова в качестве несамоходной артиллерийской батареи. 18.08.1945 г. уничтожен артогнем кораблей ТОФ в ходе Курильской десантной операции.

МИХАИЛ ГРОМОВ (до 1939 г. "Rusoilprod")
Полная вместимость 836 брт. Размерения 57.9 х 9.9 х 4.4 м. ГЭУ дизельная, 940 эфф.л.с. (256 н.л.с.). Скорость 11 узлов.
Построен в 1930 г. ("C.Hill & Sons Ltd", Бристоль, Великобритания) по заказу компании "Russian Oil Products", поставлявшей нефтепродукты из СССР в Великобританию. В 1939 г. вошел в состав пароходства "Совтанкер" (приписка к порту Туапсе). С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ. Потоплен 2.06.1942 г. в 40 милях к югу от Ялты германской торпедоносной авиацией, следуя из Туапсе в Севастополь с грузом бензина в охранении двух базовых тральщиков и четырех СКА.

МИХАИЛ ФРУНЗЕ
Полная вместимость 2329 брт. Размерения 86.92 х 13.15 х 6.02 м. ГЭУ котломашинная, 900 л.с. Скорость 7.5 узла.
Бывший грузовой пароход-лесовоз Северного государственного морского пароходства. Заложен 14.11.1925 г. (Севморзавод, Севастополь), спущен 10.06.1927 г., вст. в строй в декабре 1929 г. Мобилизован 29.08.1941 г., переоборудован в танкер и 9.10.1941 г. зачислен в состав судов тыла СФ. 3.10.1946 г. исключен из списков судов СФ и возвращен пароходству. 2.12.1954 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота.

РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ (до 22.03.1919 г. "Ага Селим")
Полная вместимость 911 брт (водоизмещение 1770 т). Размерения 57.0 х 9.0 х 4.36 м. ГЭУ котломашинная, 480 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 1200 миль. Вооружение с 1941 г.: 1 х 45-мм, 1 х 7.71-мм пулемет.
Построен в 1897 г. ("Stettiner Oderwerke AG", Штеттин, Германия) по заказу частной компании из Баку. 6.06.1918 г. национализирован и передан Главоду. В январе 1919 г. мобилизован и зачислен в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии в качестве транспорта, 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а 5.07.1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. В ноябре 1919 г. вооружен и переклассифицирован во вспомогательный крейсер, а в сентябре 1920 г. - в канонерскую лодку. Прошел капитальные ремонты в 1920 - 1921 гг. и 1923 г. 27.01.1923 г. разоружен и переклассифицирован в ГИСУ. 20.05.1926 г. исключен из списков судов РККФ и передан пароходству КАСПАР для использования в качестве танкера. Прошел кап. ремонт в 1932 г. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Каспийского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, доставлял воду в пустынные р-ны Туркмении и Казахстана и использовался в качестве водолея. В начале 1950-х гг. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и реализации.

СМЕНА
Водоизмещение 456 т (грузоподъемность 78 т).
Стальная самоходная наливная баржа-бензовоз. Заложена 25.09.1932 г. (з-д "Судомех", Ленинград), спущена 5.09.1933 г., сдана заказчику 31.12.1934 г. Во время Великой Отечественной войны доставляла топливо из Кронштадта на о-ва Лавенсаари и Сескар.

СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ
Полная вместимость 8204 брт. Размерения 139.45 (между перпендикулярами) х 17.37 х 8.86 м. ГЭУ дизельная, 2800 эфф.л.с. Скорость 11 узлов.
Построен в 1928 г. ("Chantier Naval Français", Кан, Франция) по заказу СССР. Вошел в состав судов Нефтесиндиката СССР (приписка к порту Новороссийск), а затем - пароходства "Совтанкер" (приписка к порту Туапсе). В мае 1932 г., следуя после выгрузки с недегазированными танками, участвовал в спасении пассажиров и команды горящего французского теплохода "Georges Philippar". Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. С 18.04.1942 г. до 21.03.1944 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. В 1953 г. передан Дальневосточному морскому пароходству, а в 1978 г. выведен из эксплуатации и передан Владивостокскому рыбному порту.

ТАГАНРОГ (до 1943 г. "La Purisima", с 1945 г. "Octorara")
Полная вместимость 5091 брт. Размерения 124.05 х 15.54 х 7.75 м. ГЭУ котломашинная, 2800 л.с. Скорость 10.5 узла. Вооружение: 2 х 76.2-мм, 4 х 20-мм.
Бывший американский танкер. Построен в 1921 г. ("Southwestern Shipbuilding Company", Сан-Педро, США). 28.09.1943 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна доставлял жидкое топливо от союзников в тихоокеанские порты СССР. 25.05.1944 г. в Сан-Франциско возвращен США по причине неудовлетворительного технического состояния в обмен на другой танкер. В 1945 г. зачислен в состав ВМС США в качестве самоходного топливохранилища, вскоре исключен и сдан на слом.

ТАНКЕР № 1
Дедвейт 2000 т. Скорость 12 узлов.
Построен в 1937 г. ("Mitsubishi Jukogyo K.K.", Иокогама, Япония) по заказу СССР. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ. Участвовал в высадке десанта в Расин. 15.08.1945 г. поврежден при подрыве на мине, но остался на плаву. 3.09.1945 г. на буксире приведен во Владивосток.

ТАНКЕР № 3
Полная вместимость 1079 брт. Размерения 63.85 (59.94 между перпендикулярами) х 11.00 х 5.18 м. ГЭУ дизельная, 141 н.л.с.
Танкер с ледовыми подкреплениями корпуса. Построен в 1937 г. ("Mitsubishi Jukogyo K.K.", Иокогама, Япония) по заказу СССР. Во время Великой Отечественной войны осуществлял доставку топлива и нефтепродуктов в Дальневосточном бассейне. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ.

ТАНКЕР № 11 (до 1940 г. "Ossag II")
Полная вместимость 8050 брт. Размерения 141.7 х 18.1 х 10.3 м. ГЭУ дизельная, 502 н.л.с.
Заложен 2.07.1939 г. как "Dorsanum" ("Deutsche Werft AG", Гамбург, Германия) по заказу британской судоходной компании. Конфискован 3.09.1939 г. и достроен для германской судоходной компании (по другим данным - для ВМС Германии). 20.04.1940 г. продан СССР и с мая 1940 г. находился в составе КБФ. 25.08.1941 г. (по другим данным 24.08.1941 г.) тяжело поврежден германской бомбардировочной авиацией в р-не м. Юминда и затонул.

ТАНКЕР № 12 (до 1940 г. "Inger Benedicte", в том же году "Soya VII" )
Полная вместимость 1240 брт. Размерения 70.5 х 10.5 х 4.4 м. ГЭУ дизельная, 189 н.л.с.
Бывший норвежский танкер. Построен в 1938 г. ("Lübecker Flender-Werke AG", Любек, Германия). В 1940 г. продан шведской судоходной компании, в том же году приобретен СССР и включен в состав КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шел в конвое № 3. Потоплен 29.08.1941 г. германской авиацией у о. Гогланд.

ТУАПСЕ (до 1932 г. "Germanic", до 1938 г. "Станислав Косиор")
Полная вместимость 6320 брт. Размерения 128.14 (между перпендикулярами) х 17.45 х 9.86 м. ГЭУ дизельная, 687 н.л.с.
Бывший английский танкер. Построен в 1931 г. ("Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd", Ньюкасл, Великобритания). В 1932 г. приобретен СССР и вошел в состав пароходства "Совтанкер" (порт приписки Туапсе). С 22.06.1941 г. числился в составе ЧФ. 26.11.1941 г. ушел с грузом нефти в Стамбул, а оттуда на Дальний Восток через Босфор и Суэцкий канал. Торпедирован и потоплен 4.07.1942 г. германской ПЛ "U-129" в Атлантическом океане к северо-востоку от Гаваны (о. Куба).

ЮКАГИР
Полная вместимость 1435 брт. Размерения 75.0 (72.0 между перпендикулярами) х 11.0 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 184 н.л.с.
Построен в 1937 г. ("Mitsubishi Jukogyo K.K.", Иокогама, Япония) по заказу СССР. В июле - сентябре 1938 г. совершил переход по Севморпути из Владивостока в Архангельск. С 14.07.1941 г. числился в составе СФ. Во время Великой Отечественной войны выполнял доставку топлива и нефтепродуктов. В 1943 - 1944 г. участвовал во внутренних конвоях ВА-22, КБ-21, АБ-8, БК-21, БД-4, ДБ-5, ИК-20. По окончании войны передан Мурманскому государственному морскому пароходству. Погиб в августе 1952 г. в Хатанге в результате пожара.

Однотипный танкер "Ненец" 23.03.1939 г. получил тяжелые повреждения корпуса и надстроек при столкновении с танкером "Максим Горький". Впоследствии отремонтирован и в 1953 г. передан Мурманскому гос. морскому пароходству.

ЯЛТА(до 1931 г. "Acheronte", до 1934 "Грозный")
Полная вместимость 611 брт Размерения 51.3 (48.8 между перпендикулярами) x 9.3 x 4.1 м. ГЭУ дизельная, 400 эфф.л.с. (109 н.л.с.). Скорость 8.5 узла.
Бывший итальянский танкер "Acheronte". Построен в 1916 г. ("Societa Esersizio Bacini", Рива Тригозо, Италия). До 19.09.1920 г. входил в состав ВМС Италии. В 1927 г. приобретен СССР и вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота (приписка к порту Одесса). С 1934 г. входил в состав пароходства "Совтанкер" (приписка к порту Туапсе). Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. Погиб 24.03.1942 г. от прямого попадания авиабомбы во время авианалета противника на порт Туапсе. Поднят АСС ЧФ в 1942 г. и в 1945 г. восстановлен.

Главная