Тип "Бриллиант" (проект 43) - 4 единицы

Силуэт сторожевого корабля типа ''Бриллиант''

Водоизмещение 580 т. Размерения 62 х 7.2 х 2.6 м. ГЭУ дизельная, 2200 л.с. Скорость 17.2/13 узлов, дальность 3500 миль. Вооружение: 1 х 102 мм, 2 х 1 х 45 мм, 1 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя ("Бриллиант" и "Сапфир" - 2 штоковых бомбомета с 13.08.1941 г.), 20 глубинных бомб "Б-1", 20 глубинных бомб "М-1", 31 мина. Экипаж 61 чел.
Вариант проекта базового тральщика "Фугас" (см. "Тральщики"), строились специально для Севера.

1. БРИЛЛИАНТ (до 5.01.1941 г. "ПСК-303")
Зав. №484. Заложен в октябре 1934 г. (з-д им. Жданова, Ленинград), спущен 5.11.1935 г., вст. в строй 6.06.1937 г. и вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД. 23.06.1941 г. организационно вошел в состав СФ. Носил бортовой №29. 12.05.1942 г. потоплен авиацией противника в Иоканкской бухте. 12.09.1942 г. поднят АСС СФ, с марта 1943 г. по июнь 1944 г. прошел капитально-восстановительный ремонт и 20.06.1944 г. вновь вступил в строй. Потоплен 23.09.1944 г. германской подводной лодкой "U-957" к западу от пр. Вилькицкого при проводке внутреннего конвоя ВД-1.

2. ЖЕМЧУГ (до 5.01.1943 г. "ПСК-301")
Зав. №483. Заложен в июне 1934 г. (з-д им. Жданова, Ленинград), спущен в ноябре 1935 г., вст. в строй в декабре 1937 г. и вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД. 23.06.1941 г. организационно вошел в состав СФ. Носил бортовой №27. Потоплен 11.08.1941 г. германской подводной лодкой "U-451" при несении боевого дозора в горле Белого моря.

3. РУБИН (до 5.01.1941 г. "ПСК-302")
Зав. №485. Заложен 3.11.1934 г. (з-д им. Жданова, Ленинград), спущен 18.08.1935 г., вст. в строй 18.12.1936 г. и вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД. 23.06.1941 г. организационно вошел в состав СФ. Носил бортовой №28. Участвовал в огневой поддержке десанта на м. Пикшуев 28.04.1942 г. В июне 1944 г. встал в ремонт, который завершился после окончания войны.

4. САПФИР (до 5.01.1941 г. "ПСК-304")
Зав. №486. Заложен 26.12.1934 г. (з-д им. Жданова, Ленинград), спущен 20.12.1935 г., вст. в строй 12.12.1937 г. и вошел в состав 1-го СОПС МПО НКВД. 23.06.1941 г. организационно вошел в состав СФ. Носил бортовой №30. 6.07.1942 г. поврежден близкими разрывами авиабомб противника. Отремонтирован на з-де №402 в Молотовске (Северодвинск) и в ноябре 1942 г. вновь вступил в строй. В июне 1944 г. встал в ремонт, который завершился после окончания войны.

Главная