Тип "Водопьянов" - 8 единиц

Проектный боковой вид буксирного парохода пр. СБ-20. Артиллерийское вооружение устанавливалось на места угольных ящиков, а пулеметы ''Максим'' - на крыльях мостика.

1. ВОДОПЬЯНОВ (до 13.06.1937 г. "Тухачевский", с июля 1941 г. "СК-1")
Водоизмещение 200 т. Размерения 45 х 6/12.85 х 1.1 м. ГЭУ котломашинная, 175 л.с. Скорость 8 узлов (15 км/ч). Вооружение: 2 х 76.2/30-мм полевых орудия обр. 1902 г., пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 65 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-20. Построен в 1934 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и 22.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. Погиб в ночь на 26.08.1941 г. в бою с САУ противника у Домантово. Исключен из списков ВМФ 22.09.1941 г. Впоследствии поднят и восстановлен. В 1946 г. входил в состав судов Днепро-Двинского управления речного пароходства.

2. ПУШКИН (до 1.06.1937 г. "Ян Гамарник", с июля 1941 г. "СК-2")
Водоизмещение 200 т. Размерения 45 х 6/12.85 х 1.1 м. ГЭУ котломашинная, 175 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Вооружение: 2 х 76.2/55-мм Б-34, пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 65 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-20. Построен в 1934 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и 6.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. 7.09.1941 г. сел на мель в р-не с. Карпиловка на Десне и поврежден артогнем противника. Погиб 9.09.1941 г. от взрыва артиллерийского погреба после попадания снаряда противника. 22.09.1941 г. исключен из списков ВМФ.

3. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА (с июля 1941 г. "СК-3")
Водоизмещение 200 т. Размерения 45 х 6/12.85 х 1.1 м. ГЭУ котломашинная, 175 л.с. Скорость 8 узлов (15 км/ч). Вооружение: 2 х 76.2/55-мм Б-34, пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 65 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-20. Построен в 1935 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и в июле 1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. Поврежден 26.08.1941 г. артогнем противника у Окуниновского моста, потерял ход и сел на мель. 27.08.1941 г. взорван экипажем во избежание захвата противником и 31.08.1941 г. исключен из списков ВМФ. В 1948 г. поднят и сдан на слом.

4. ТЕХНИК ( с июля 1941 г. "СК-4")
Водоизмещение 180 т. Размерения 43.4 х 6/11.5 х 1.10 м. ГЭУ котломашинная, 125 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Вооружение: 1 х 75/50 мм, пулеметы: 2 х 7.62 мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-6. Построен в 1931 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и в июле 1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. 31.08.1941 г. подожжен артогнем противника и затонул в р-не Домантово. Впоследствии поднят. В 1946 г. входил в состав буксирного флота Днепровского управления речного пароходства, намеченного к восстановлению.

5. БОЛЬШЕВИК (с июля 1941 г. "СК-5")
Водоизмещение 200 т. Размерения 43.2 х 6.1/12.85 х 1.1 м. ГЭУ котломашинная, 175 л.с. Скорость 15 км/ч (8 узлов). Вооружение: 2 х 76.2/30-мм полевых орудия обр. 1902 г., пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 65 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-20. Построен в 1935 г. (з-д "Ленинская кузница", Киев). Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и в июле 1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. В ночь на 26.08.1941 г. в р-не Домантово подожжен артогнем противника, и затонул на отмели у Окуниновского моста. Исключен из списков ВМФ 6.10.1941 г. Поднят в 1947 г. и сдан на слом.

6. ВОРОШИЛОВ (до 23.06.1941 г. "Маршал Ворошилов", с июля 1941 г. "СК-6")
Водоизмещение 130 т. Размерения 41.7 х 6.0/13.44 х 0.69 м. ГЭУ котломашинная, 150 л.с. Скорость 10.2 узла (19 км/ч, как буксир, порожнем). Вооружение: 2 х 76.2/30-мм Лендера, пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1 и 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 50 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход пр. СБ-39. Построен в 1937 г. Мобилизован 23.06.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль и 12.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. 17.09.1941 г. затоплен экипажем в оз. Лезерень во избежание захвата противником. Исключен из списков ВМФ 6.10.1941 г. Впоследствии поднят и восстановлен. В 1946 г. входил в состав судов Днепро-Двинского управления речного пароходства.

В книге "Пинская военная флотилия в документах и воспоминаниях" В.А.Спичаков отмечает малую скорость хода корабля и демаскирующие его в ночное время выбросы пламени через дымовую трубу (с. 296).

Силуэт буксирного парохода постройки завода Кондзерского. Буксирный гак, буксирные дуги и леерные ограждения условно не показаны.
7. РУЛЕВОЙ (до 1.04.1919 г. "Аполлон", до 6.10.1919 г. бронепароход № 9, до 1924 г. "Геройский")
Водоизмещение 200 т. Размерения 42.9 х 5.84/12.9 х 1.10 м. ГЭУ котломашинная, 165 л.с. Скорость 7.5 узла (14 км/ч). Вооружение: 2 х 75/50-мм Канэ в щитовых установках, пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1, 1 х 7.62-мм ДП. Экипаж 50 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход. Построен в 1912 г. (завод Кондзерского, Киев). Участвовал в гражданской войне в качестве бронепарохода. Мобилизован 23.06.1941 г. вместо буксирного парохода "К.Маркс", переоборудован в сторожевой корабль и 11.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. Литерно-цифровое обозначение не присваивалось. Погиб 26.08.1941 г. на Днепре выше Окуниновского моста от артогня танков и САУ противника. Исключен из списков ВМФ 22.09.1941 г. Впоследствии поднят и восстановлен. В 1946 г. входил в состав судов Днепровского бассейнового управления пути.

8. РЕКА
Водоизмещение 225 т. Размерения 43 х 5.84 х 1.1 м. ГЭУ котломашинная, 210 л.с. Скорость 8 узлов (15 км/ч). Вооружение: 2 х 75/50-мм Канэ, пулеметы: 2 х 7.62-мм М-1, 1 х 7.62-мм ДП . Экипаж 75 чел.
Бывший речной колесный буксирный пароход. Построен в 1893 г. в Кенигсберге (Германия) и до 1923 г. носил название "Нева"). Мобилизован 23.06.1941 г. вместо буксира "Ф.Энгельс", переоборудован в сторожевой корабль и 11.07.1941 г. вошел в состав Пинской флотилии. Литерно-цифровое обозначение не присваивалось. Погиб 26.08.1941 г. от артогня противника у Окуниновского моста. Впоследствии поднят. В 1946 г. входил в состав буксирного флота Днепровского управления речного пароходства, намеченного к восстановлению.

По данным В.А. Спичакова (там же, с. 289) при переоборудовании штатная ходовая рубка заменялась легкобронированной (6 мм), борта и палуба в районе артпогребов закрывались 6-мм листами брони (у погибшего СКР "Река" бронирование артпогребов отсутствует или не просматривается). Согласно фотодокументам, СКР "Большевик" был дополнительно вооружен 45/46-мм орудием 21-К. В документах флотилии этот факт не получил отражения.

Буксирные пароходы "К.Маркс" и "Ф.Энгельс" были запланированы к переоборудованию в сторожевые корабли и получили литерно-цифровые обозначения "СК-7" и "СК-8", соответственно, однако из-за неудовлетворительного технического состояния не были вооружены и вошли в состав Пинской флотилии в качестве буксиров (там же, с. 290).

Главная