Тип “П”

К этому типу отнесены польские бронекатера, затопленные экипажами в начале 2-й мировой войны, поднятые водолазами ВМФ СССР и впоследствии восстановленные. Польская Речная флотилия располагала 19-ю бронированными катерами, всего поднято и доставлено в Пинский военный порт 18 единиц.
Силуэт бронекатера типа ''LKU-25''

1. №41
2. № 46
3. № 47
4. № 56
5. № 57
Водоизмещение стандартное 9 т, полное 10 т. Размерения 10.7 х 2.3 х 0.4 м. ГЭУ дизельная, 40 л с. Скорость 4.3 - 4.9 узла (по другим данным 5.9 узла). Бронирование 6 - 10 мм. Вооружение до 1939 г.: 1 х 37 мм, 1 х 7.92 мм пулемет, в ВМФ СССР 2 х 12.7-мм и 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж до 1939 г. 6 чел.
Бывшие “LKU-25”,“LKU-26”,“LKU-27”,“LKU-28”,“LKU-29”. Построены в 1918 г. (Прага) как открытые бронированные моторные лодки “M-22”, “M-26”, “M-27”, “M-29” и “M-30”,соответственно. Приобретены Польшей в 1921 - 1922 г. и вошли в состав Речной флотилии под обозначениями “KU-22”, “KU-26”, “KU-27”, “KU-29” и “KU-30”. Перестроены в Пинских портовых мастерских ВМС Польши, носили эти же обозначения до 3.04.1934 г. Затоплены в Королевском канале около Кузличина 21.09.1939 г. Подняты водолазами ВМФ СССР и приведены в Пинский военный порт. и 24.10.1939 г. включены в состав Днепровской флотилии. С 1940 г. в составе Пинской флотилии (по мере ремонта). БКА №41 затоплен экипажем 11.09.1941 г. на Десне в р-не с. Ладинка. Поднят советскими спасателями и 29.11.1943 г. отбуксирован в Киев. Остальные предположительно взорваны и затоплены в Киеве в сентябре 1941 г. при отходе частей Красной Армии.

Силуэт бронекатера типа ''KU-16''
6. №42
7. №43
8. №44
9. №45
Водоизмещение 12 т. Размерения 11.2 х 3 х 0.5 м. ГЭУ дизельная, 40 л.с. Скорость 5.9 узла. Вооружение: до 1939 г. 1 х 37 мм, 1 х 7.92 мм пулемет, в ВМФ СССР 2 х 12.7-мм и 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 6 чел.
Бывшие “KU-16”, “KU-17”, “KU-18” и “KU-19”. Построены в 1933 - 1934 гг. (Портовые мастерские ВМС Польши, Пинск). Затоплены в Королевском канале около Кузличина 21.09.1939 г. Подняты водолазами ВМФ СССР, приведены в Пинский военный порт и 24.10.1939 г. включены в состав Днепровской флотилии. С 1940 г. входили в состав Пинской флотилии. БКА №42 погиб 27.08.1941 г. от огня полевой артиллерии противника в р-не с. Сухолучье. БКА №45 затоплен на оз. Лезерень 17.09.1941 г. Остальные предположительно взорваны и затоплены в Киеве в сентябре 1941 г. при отходе частей Красной Армии.

Силуэт бронекатера типа ''Линц''
10. №51
11. №52
12. №53
Водоизмещение 6.5 т, размерения 12 х 2.45 х 0.7 м, ГЭУ двухвальная, бензиновые ДВС 2 х 45 л. с. Скорость 9.7 узла. Вооружение до 1939 г. 1 х 37 мм, 1 х 7.92 мм пулемет, после 1939 г. 3 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 5 чел.
Бывшие “KU-1”, “KU-2” и “KU-3”. Построены в 1918 г. (Линц, Австрия). По месту постройки известны как тип "Линц" или "австрийские". Приобретены Польшей 16.07.1920 г. Затоплены экипажами в сентябре 1939 г. на Королевском канале. Подняты водолазами ВМФ СССР и доставлены в Пинский военный порт. 24.10.1939 г. включены в состав Днепровской флотилии. До марта 1941 г. находились в кап. ремонте, по окончании которого вошли в боевой состав Пинской флотилии в качестве сторожевых катеров. 12.04.1941 г. возвращены в класс бронекатеров. По мнению В.А.Спичакова ("Пинская военная флотилия в документах и воспоминаниях", с. 268) БКА №№51 и 52 были отправлены на Березину, где в боевых действиях не участвовали и в конце августа 1941 г. были уничтожены или брошены. БКА №53 взорван у с. Навозы 3.09.1941 г.

Согласно таблице ТТЭ кораблей Пинской флотилии от 11.09.1940 г. (там же, с. 18) ТТЭ БКА "австрийского" типа отличались от указанных выше: водоизмещение 13 т, главные размерения 14,5 х 3,0 х 0,7 м, мощность механизмов 60 л.с., скорость 11 км/ч (5,9 уз.), вооружение 2 х 12,7-мм и 1 х 7,62-мм пулемет.

Силуэт посыльного катера типа ''KM-14''
13. №54
14. №55
Водоизмещение 4.7 т. Размерения 10.33 х 1.8 х 0.5 м. ГЭУ дизельная одновальная, 35 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение до 1939 г. 2 х 7.92 мм пулемёта. Экипаж до 1939 г. 4 чел.
Бывшие бронированные посыльные катера “KМ-14” и “KМ-15”, соответственно. Построены в 1932 г. (Портовые мастерские ВМС Польши, Пинск). Затоплены 19.09.1941 г. в р-не Статычево. Подняты водолазами ВМФ СССР и приведены в Пинский военный порт. 24.10.1939 г. включены в состав Днепровской флотилии. Вошли в один отряд БКА вместе с катерами типа "Линц". С 1940 г. входили в состав Пинской флотилии. Бывший “KМ-14” до марта 1941 г. находился в кап. ремонте. Вероятно, бывший “KМ-15” к этому времени был также был введен в строй. Оба катера в марте переклассифицированы в сторожевые. 12.04.1941 г. возвращены в класс бронекатеров. БКА №54 затоплен на оз. Лезерень 17.09.1941 г., БКА №55 предположительно взорван и затоплен в Киеве при отходе частей Красной Армии.

Силуэт катера-разведчика типа ''KU-7''
15. №201
Водоизмещение 9 т. Размерения 12.8 х 2.5 х 0.6 м. ГЭУ одновальная (бензиновый ДВС), 60 л.с. Скорость 6.5 узла. Вооружение: 1 х 7.92 мм пулемёт. Экипаж 6 чел.
Бывший катер артиллерийской разведки ''KU-7''. Дата и место постройки не установлены. Очевидно, не был затоплен, поскольку водолазами ВМФ СССР поднято всего 18 польских бронированных катеров. Предположительно включен в один дивизион с близкими по ТТЭ бронекатерами типа "Д" под №201. Погиб 23.08.1941 г. при столкновении с монитором "Бобруйск" на Припяти в р-не Чернобыля.

Силуэт бронекатера типа ''KU-21''
16. KU-21 (до 3.03.1934 г. "KU-23")
17. KU-22 (до 3.03.1934 г. "KU-24")
18. KU-23 (до 3.03.1934 г. "KU-25")
19. KU-24 (до 3.03.1934 г. "KU-28")
Водоизмещение 6 т. Размерения 7.55 х 2.38 х 0.35 м. ГЭУ дизельная одновальная, 20 л.с. Скорость 4.9 узла. Вооружение: 1 х 37 мм, 1 х 7.92 мм пулемёт. Экипаж 4 чел.
Бывшие бронированные открытые моторные лодки “M-23”, “M-24”, “M-25” и “M-28”, соответственно. Построены в 1918 г. в Праге. Приобретены для польской Речной флотилии в 1921 - 1922 г. К 1939 г. переклассифицированы во вспомогательные катера. Затоплены экипажами в сентябре 1939 г. на Пине. Подняты водолазами ВМФ СССР. В боевой состав Пинской флотилии не включались, их судьбы не установлены (там же, с. 267).

В начале 1944 г. три бронекатера Пинской флотилии подняты и после капитального ремонта в апреле - мае 1944 г. вошли в состав Днепровской флотилии под обозначениями “БК-35”, “БК-36” и “БК-37”. Прежние обозначения не установлены. Два последних участвовали в боях на Западном Буге в октябре-декабре 1944 г., в Белорусской 23.06. - 19.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях.

Главная