Парусно-моторные суда

АЛМИИНЕ (до 1940 г. "Almiine", с 1941 г. "ВТ-551")
Полная вместимость 86.67 брт.
Двухмачтовая парусно-моторная шхуна. В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована. С началом войны согласно мобилизационному плану должна была войти в состав КБФ в качестве транспорта. С 1.01 до 31.12.1942 г. числилась в составе КБФ в качестве шхуны.

АТА (до 1940 г. "Ata")
Полная вместимость 199.6 брт. Скорость 6 узлов.
Трехмачтовая парусно-моторная шхуна. Построена в 1925 г. После вхождения Эстонии в СССР национализирована в октябре 1940 г. Участвовала в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шла в конвое № 2. Повреждена 29.08.1941 г. торпедой финского сторожевого катера VMV-17. При попытке захвата катер отогнан винтовочно-пулеметным огнем со шхуны. Затонула во время последовавшего шторма.

ВИЛЬКО (до 1940 г. "Vilko" с 12.07.1943 г. "КМШ-2", с 12.11.1943 г. "ЭМКАТЩ-195", с 21.11.1944 г. "КТ-195")
Полная вместимость 41.6 брт. Размерения 17.71 х 5.64 х 1.94 м.
Деревянная парусная шхуна. Построена в 1910 г. (J.Prass, о. Сааремаа, Эстония) для частных владельцев. Не ранее 1937 г. оснащена вспомогательным двигателем, после чего числилась парусно-моторной. После вхождения Эстонии в СССР осенью 1940 г. национализирована и передана Эстонскому гос. морскому пароходству. С 1.01.1942 г. числилась в составе КБФ в качестве вспомогательного судна. 12.11.1943 г. переоборудована и переклассифицирована в электромагнитный тральщик.

ДЕЛЬФИН (до 1940 г. "Delfin")
Полная вместимость 108.51 брт. Размерения 24.78 х 7.63 х 2.44 м.
Деревянная парусная шхуна. Построена в 1924 г. (K.Jurnas, Аудру, Эстония) для частных судовладельцев с о. Хийумаа. Не ранее 1935 г. оснащена вспомогательным двигателем и стала числиться парусно-моторной. В 1940 г. национализирована и передана Эстонскому гос. морскому пароходству. С 22.06 до 28.08.1941 г. числилась в составе КБФ. При отходе Красной Армии из Таллина (Таллинн) оставлена в порту, дальнейшая судьба не установлена.

Силуэт шхуны ''Кихельконна''
КИХЕЛЬКОННА (до 1940 г. "Kihelkonna")
Полная вместимость 120 брт. Размерения 25.3 х 7.9 х 2.8 м.
Деревянная двухмачтовая парусная шхуна. Построена в 1928 г. (M.Himmeste, Паписаар, Эстония). В 1932 г. снабжена вспомогательным двигателем и числилась в регистре Ллойда парусно-моторным судном. После вхождения Эстонии в СССР национализирована и передана Эстонскому гос. морскому пароходству. С 1.07 до 28.08.1941 г. числилась в составе КБФ. При отходе частей Красной Армии из Таллина (Таллинн) оставлена в порту. Погибла в 1942 г. у о. Рамму в результате пожара, команда спаслась на шлюпках.

ЛЯЯНЕМАА (до 1940 г. "Läänemaa", с 1941 г. "ВТ-556")
Полная вместимость 604 брт. Размерения 50.75 х 8.71 х 3.68 м. ГЭУ дизельная, 96 н.л.с. Скорость 8 узлов.
Стальная четырехмачтовая шхуна. Построена в 1922 г. ("Petrovski S.B. Co", Таллинн, Эстония). В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и передана Эстонскому государственному морскому пароходству. С началом Великой Отечественной войны мобилизована и зачислена в состав КБФ в качестве транспорта. Планировалось переоборудование судна в плавбазу на з-де им. А.Марти в Ленинграде, работы начаты 4.08.1941 г., данные об окончании работ не обнаружены. 23.09.1941 г. потоплена артогнем противника у о. Осмуссаар. Вероятно, впоследствии поднята, т.к. с 3.03.1942 г. до конца войны числилась плавбазой КБФ.

МИННАЛАЙД (до 1940 г. "Minnalaid")
Полная вместимость 85.08 брт.
Парусно-моторная шхуна. После вхождения Эстонии в СССР осенью 1940 г. национализирована и включена в состав Эстонского гос. морского пароходства. С 22.06.1941 г. числилась в составе КБФ, должна была использоваться в качестве минного заградителя. При отходе частей Красной Армии из Таллина (Таллинн) села на мель и оставлена в р-не п-ва Виймси из-за невозможности снятия. Дальнейшая судьба не установлена, по некоторым данным в 1944 - 1945 гг. обнаружена в Швеции.

МУНТЕР (до 1940 г. "Munter")
Полная вместимость 77.81 брт.
Парусная шхуна. После вхождения Эстонии в СССР национализирована осенью 1940 г. и вошла в состав Эстонского гос. морского пароходства. С 22.05 до 28.08.1941 г. числилась в составе КБФ. При отходе частей Красной Армии из Таллина (Таллинн) оставлена в порту. Дальнейшая судьба не установлена.

ОСТЕРЛЕД (до 1940 г. "Österled")
Полная вместимость 58.19 брт. Размерения 20.18 х 6.10 х 2.12 м.
Деревянная парусно-моторная шхуна. Построена в 1930 г. (M.Šönberg, Пыысаспяя, Эстония) для частных владельцев, вспомогательный двигатель установлен не ранее 1931 г. После вхождения Эстонии в СССР национализирована осенью 1940 г. и вошла в состав Эстонского гос. морского пароходства. С 1.01.1942 г. по 18.12.1942 г. числилась в составе КБФ.

РАА (до 1939 г. "Polaris", до 1940 г. "Raa")
Полная вместимость 226.07 брт. Размерения 32.27 х 8.67 х 3.96 м. ГЭУ дизельная, 110 л.с.
Трехмачтовая парусная шхуна. Построена в 1918 г. в Финляндии. В феврале 1939 г. приобретена эстонским владельцем. В том же году прошла ремонт в Локса с установкой вспомогательного двигателя и стала числиться парусно-моторной. В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и включена в состав Эстонского гос. морского пароходства. С началом войны должна была использоваться в качестве минного заградителя. При отходе частей Красной Армии из Таллина (Таллинн) 28.08.1941 г. из-за неисправности двигателя оставлена в р-не п-ва Виймси и в тот же день погибла от артогня противника.

Остов судна является объектом для дайвинга.

РЕЙН (до 1940 г. "Rein")
Полная вместимость 194.71 (на 1940 г. 195.92) брт. Размерения 30.58 х 8.14 х 3.51 м.
Трехмачтовая деревянная парусная (впоследствии парусно-моторная) шхуна, первоначальное название "Walter". Построена в 1904 г (J.Lääne, Орайыэ, Эстония) для частных судовладельцев. После вхождения Эстонии в СССР осенью 1940 г. национализирована и включена в состав Эстонского гос. морского пароходства. С 22.06 по 28.08.1941 г. числилась в составе КБФ. 21.10.1942 г. на переходе Кронштадт - о. Лавенсаари села на мель северо-западнее о. Сескар. После безуспешных попыток снятия с мели разбита штормом и 27.10.1942 г. затонула.

ТОРМИЛИНД (до 1940 г. "Tormilind", с 1941 г. "ВТ-590", с декабря 1942 г. "VP 1916", с 1943 г. "VP 1614", с 1944 г. "Vs 909")
Полная вместимость 495 брт. Размерения 45.7 х 10.3 х 4.1 м. ГЭУ дизельная, 300 эфф.л.с. (73 н.л.с.). Скорость 7 узлов.
Деревянная 4-мачтовая баркентина. Построена в 1922 г. (A.Sepp, о. Сааремаа, Эстония). В декабре 1937 г. на переходе Копенгаген (Дания) - Котка (Финляндия) получила повреждения во время шторма и перевернулась близ о. Хийумаа. Впоследствии отремонтирована и в 1938 г. оснащена дизельным двигателем (в регистре Ллойда числилась парусно-моторным судном с 1940 г.). В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и включена в состав Эстонского государственного морского пароходства. С началом Великой Отечественной войны мобилизована и зачислена в состав КБФ в качестве транспорта. 11.09.1941 г. захвачена противником в Моонзунде и 20.09.1941 г. передана германскому командованию тыла в Таллине. В ноябре 1942 г. переклассифицирована в сторожевой корабль и вошла в состав 19-й флотилии сторожевых кораблей ВМС Германии, в 1943 г. передана 16-й флотилии сторожевых кораблей. 15.09.1943 г. оснащена радиолокатором и в 1944 г. переведена в 9-ю охранную флотилию. 19.10.1944 г. погибла от подрыва на мине у Аалборга.

УРМЕ (до 1940 г. "Urme", с 12.11.1943 г. "ЭМКАТЩ-199", с 12.11.1944 г. "КТ-199")
Полная вместимость 59.57 брт. Скорость 5 узлов.
Парусно-моторная шхуна. После вхождения Эстонии в СССР осенью 1940 г. национализирована и включена в состав Эстонского гос. морского пароходства. 22.06.1941 г. зачислена в состав КБФ в качестве вспомогательного судна. Участвовала в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт. 12.11.1943 г. переоборудована и переклассифицирована в электромагнитный тральщик и включена в боевой состав флота.

ХЕЛЕНЕ(до 1934 г. "Ilford", до 1940 г. "Helene", с 1941 г. "ВТ-534")
Полная вместимость 306 (с 1935 г. 310) брт. Размерения 35.97 х 8.94 х 3.96 м. Скорость 7 узлов.
Парусная трехмачтовая грузовая шхуна. Построена в 1903 г. (K.Karkling, Вандзен, Курляндская губерния Российской империи), прежние названия "Besmer" и "Estonaval". Перестроена в 1922 г. В 1935 г. после установки вспомогательного дизеля числилась в регистре Ллойда как парусно-моторная. В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и включена в состав Эстонского государственного морского пароходства. С началом Великой Отечественной войны мобилизована и зачислена в состав КБФ. Согласно мобилизационному плану должна была использоваться в качестве транспорта, до 6.03.1942 г. числилась в составе КБФ в качестве шхуны.

ХИИУРАНД (до 1940 г. "Hiiurand")
Полная вместимость 96.88 брт (грузоподъемность 150 т).
Деревянная трехмачтовая парусно-моторная шхуна. Построена в 1930 г. (Joonas Koolmeister, Эстония). После вхождения Эстонии в СССР национализирована, приведена в Таллин (Таллинн) и поставлена на переоборудование в учебное судно Морской школы. Не закончив переоборудования, участвовала в перебазировании флота из Таллина в Кронштадт, шла вне группировок. Участвовала в эвакуации частей Красной Армии, отступавших к Койвисто (Приморск), и гарнизона о. Бьёрке (Б.Березовый) в качестве несамоходного плавсредства. По некоторым сведениям потеряна в Бьёркезунде (о-ва Березовые).

ХИИУСААР (до 1940 г. "Hiiusaar II")
Полная вместимость 90.58 брт. Размерения 24.14 х 6.5 х ? м. Вспомогательный двигатель дизельный двухтактный, 60 л.с.
Деревянная двухмачтовая парусно-моторная шхуна. Построена в 1934 г. (Mihkel Laht, Эстония). В 1940 г. национализирована. Числилась в составе КБФ с 22.06.1941 г. до 9.05.1945 г. Была вооружена (2 х 45-мм, 2 х 12.7-мм пулемета, бомбомет БМБ-1) и переоборудована в судно-ловушку. Участвовала в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шла вне группировок. 31.08.1941 г. выброшена штормом на восточный берег о. Гогланд и оставлена экипажем. По некоторым сведениям в 1942 г. поднята противником, восстановлена и в 1944 г. использовалась для перевозки эмигрантов из Эстонии в Швецию. Интернирована в Швеции и впоследствии возвращена СССР. Находилась в эксплуатации до 1950-х гг.

Существует версия, что с 29.08.1941 г. под названием "Хииусаар" в состав КБФ входила шхуна "Хииуранд".

ХИИУТААТ (до 1936 г. "Signe", до 1940 г. "Hiiutaat", с конца 1941 - начала 1942 гг. "Юнга")
Полная вместимость 157 брт. Размерения 28.2 х 8.4 х 2.9 м.
Деревянная парусная грузовая шхуна, первоначальное название "Dora". Построена в 1905 г. (A.Sepp, Орайыэ, Эстония). С 1937 г. после установки вспомогательного дизельного двигателя числилась в регистре Ллойда парусно-моторным судном. В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и включена в состав Эстонского гос. морского пароходства. С 22.06.1941 г. числилась в составе КБФ. Участвовала в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шла вне группировок. Осенью 1941 г. находилась в Ленинграде, затем передана Кронштадтской школе юнг. Находилась в эксплуатации до 1948 г.

ХИЛЬДАНА (до 1940 г. "Hildana")
Полная вместимость 98.46 брт. Размерения 26.85 x 6.60 x 2.27 м.
Двухмачтовая парусно-моторная шхуна. Построена в 1926 г. В октябре 1940 г. национализирована и передана Эстонскому гос. морскому пароходству. Участвовала в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шла вне группировок. По официальной версии 6.12.1941 г. унесена ветром в р-не о. Гогланд, дальнейшая судьба не установлена. По другим данным уведена экипажем в Финляндию осенью 1941 г. и в 1942 г. после оставления о. Гогланд Красной Армией возвращена Финляндией Эстонии. Существует версия о захвате шхуны финскими войсками при невыясненных обстоятельствах с последующей ее передачей в мае 1943 г. германскому командованию в Ревеле (Таллинн) в обмен на бывший финский пароход "Auvo". По некоторым сведениям в 1944 г. доставляла эмигрантов из Эстонии в Швецию и была там интернирована. Впоследствии возвращена СССР и находилась в эксплуатации до 1950-х гг.

ЮХАН (до 1940 г. и после 1941 г. "Juhan")
Полная вместимость 398 брт. Размерения 45.1 х 9.3 х 3.7 м. Вспомогательный дизель 83 н.л.с. Скорость 6 узлов.
Деревянная трехмачтовая парусно-моторная шхуна. Построена в 1938 г. (P.Sepp, п-ов Паписаар, Эстония). В 1940 г. после вхождения Эстонии в СССР национализирована и передана Эстонскому государственному морскому пароходству. Согласно мобилизационному плану должна была войти в состав КБФ, возможно, под обозначением "ВТ-540", как альтернатива пароходу "Юку" (циркуляр штаба КБФ от 7.08.1941 II/02). В 1941 г. потеряна на переходе Таллин (Таллинн) - Хаапсалу по неизвестной причине. Возможно, уведена экипажем в Швецию: известно, что в 1944 г. ПМШ "Juhan", упоминаемая как шведская с капитаном-эстонцем, доставляла эмигрантов из Эстонии в Швецию.

ЯЭН ТЭАР (до 1940 г. и с августа 1941 г. по 1944 г. "Jaen Teär")
Полная вместимость 371 брт. Размерения 39.7 х 9.7 х 4 м.
Парусная деревянная трехмачтовая грузовая шхуна. Построена в 1926 г. (M. Hohensee, о. Папилайд, Эстония). С 1934 - 1935 гг. после установки 2-цилиндрового ДВС "Болиндер" числилась в регистре Ллойда как парусно-моторная. После вхождения Эстонии в СССР национализирована и зачислена в состав Эстонского гос. морского пароходства. С началом Великой Отечественной войны мобилизована и 23.07.1941 г. зачислена в состав КБФ. Предполагалось использование шхуны в качестве водолея. 28.08.1941 г. при отходе Красной Армии из Таллина (Таллинн) оставлена экипажем. Во время войны, вероятно, находилась в распоряжении либо местных властей, либо частного судовладельца. Осенью 1944 г. доставила в Швецию эмигрантов из Эстонии, после чего по требованию СССР была возвращена и снова вошла в состав Эстонского гос. морского пароходства. В конце декабря 1945 г. во время рейса по снабжению гарнизона о. Сааремаа повреждена льдом. Экипаж снят пароходом "Салми", при попытке буксировки шхуна затонула.

В некоторых документах значится как "Янтеер" или "Янтер". В настоящее время остов судна является объектом для дайвинга.

Главная