Стандартные грузовые суда Первой мировой войны

Силуэт стандартного грузового судна типа ''C''
АНДРЭ МАРТИ (до 9.02.1929 г. "Троцкий")
Полная вместимость 2352 брт (дедвейт 3200 т). Размерения 89.6 х 12.83 х 5.78 м. ГЭУ котломашинная, 1400 л.с. Скорость 9.3 узла.
Бывший английский грузовой пароход, первоначальное название "War Drum". Построен в 1918 г. ("Austin & Son", Сандерленд, Великобритания) как стандартное судно типа "D". В июне 1921 г. приобретен совместным российско-английским АО "Аркос" для карских экспедиций. С 18.07.1924 г. входил в состав СГК Совторгфлота. 1.01.1940 г. вошел в состав Северного государственного морского пароходства. С 7.05.1942 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. Осенью 1943 г. перешел из Карского моря на Дальний Восток и 2.01.1944 г. переведен на баланс Дальневосточного гос. морского пароходства. За заслуги экипажа в годы Великой Отечественной войны 12.11.1947 г. отмечен мемориальной доской Минморфлота. Выведен из эксплуатации 27.04.1957 г.

АРКОС (до июня 1921 г. "Pinewin", до 1926 г. "Arcos")
Полная вместимость 2343 брт. Размерения 92.18 х 12.83 х 5.76 м. ГЭУ котломашинная, 1450 л.с. Скорость 10.5 узла
Бывший английский грузовой пароход, первоначальное название "War Javelin". Построен в 1918 г. ("Wood, Skinner & Co", Ньюкасл, Великобритания) как стандартное судно типа "D". Приобретен в июне 1921 г. совместным российско-английским АО "Аркос" для карских экспедиций. С 15.03.1934 г. входил в состав Северного государственного морского пароходства. С 7.05.1942 г. по 16.07.1943 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. В 1943 г. передан Дальневосточному гос. морскому пароходству, а в 1947 г. - Сахалинскому морскому пароходству. 12.11.1947 г. отмечен мемориальной доской Минморфлота за заслуги экипажа в годы Великой отечественной войны. 26.06.1961 г. выведен из эксплуатации.

АШХАБАД (до 1919 г. "War Hostage", до 1924 г. "Milazzo", до 1925 г. "Aldersgate", до 1934 г. "Mistley Hall", до 1935 г. "Кутаис", до 1938 г. "Днепрострой")
Полная вместимость 5284 брт. Размерения 122.15 (между перпендикулярами) х 15.93 х 9.45 м. ГЭУ котломашинная, 489 н.л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший английский грузовой пароход. Построен в 1917 г. ("Harland & Wolff Ltd", Глазго, Великобритания) как стандартный танкер типа "AO". В 1919 г. продан итальянской судоходной компании и переоборудован в сухогрузное судно. С 1924 г. находился в собственности британских судоходных компаний. В 1934 г. приобретен СССР и вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота, затем входил в состав Черноморского гос. морского пароходства. В 1941 г. передан Дальневосточному гос. морскому пароходству. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки в Северном бассейне. Участвовал в союзных конвоях PQ-11 и QP-9. 30.04.1942 г. торпедирован германской ПЛ "U-402" у м. Локаут (п-в Флорида, США) и затонул на мелководье. После обследования американским спасательным буксиром "Relief" 3.05.1942 г. окончательно уничтожен как объект, представлявший угрозу судоходству, артогнем кораблей союзников AG 24 "Semmes" (США) и FY 280 "St. Zeno" (Великобритания), командиры которых не были уверены в благоприятном исходе спасательной операции.

БЕРЕЗИНА (до 1919 г. "War Highway", до 1927 г. "Seatonia", до 1934 г. "Bracondale", с 1950 г. "Berezina", с 1962 г. "Eforie")
Полная вместимость 3125 (в 1960-х 3474) брт. Размерения 104.43 (101.5 по перпендикулярам) х 14.28 х 8.55 м. ГЭУ котломашинная, 2200 л.с. Скорость 11.5 узла (в 1960-х гг. 10 узлов).
Бывший английский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("John Blumer & Co Ltd.", Сандерленд, Великобритания) как стандартное судно типа "C". В 1934 г. приобретен СССР. В конце 1930-х гг. входил в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 18.04.1942 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. В 1950 г. передан Румынии и находился в эксплуатации до 1975 г. Сообщалось о разделке судна на металл в 1978 г., однако в 2005 г. корпус еще сохранялся в р-не г. Брэила (Румыния).

МАНЫЧ (до 1921 г. "Portscatho", до 1933 г. "Heathside", до 1934 г. "Mary Walton")
Полная вместимость 3122 брт (дедвейт 5100 т). Размерения 104.52 (100.92 по перпендикулярам) х 14.26 х 6.56 м. ГЭУ котломашинная, 361 н.л.с. Скорость 9.2 узла.
Грузовой пароход. Построен в 1920 г. ("Irvine's Shipbuilding & Dry Docks Co Ltd", Вест Хартлпул, Великобритания) как стандартное судно типа "C" и находился в собственности британских судоходных компаний. В 1934 г. приобретен Наркомводом и передан Черноморской главной конторе Совторгфлота. С 1938 г. входил в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В 1950 г. передан Сахалинскому, а в 1958 г. возвращен Дальневосточному гос. морскому пароходству. Выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота в 1964 г.

СЕЛЕНГА (до 1927 г. "Bellas", до 1934 г. "Neath Abbey")
Полная вместимость 2493 брт (дедвейт 4000 т). Размерения 92.34 x 13.03 x 6.04 м. ГЭУ котломашинная, 1200 л.с. Скорость 10 узлов. Пароход. Построен в 1919 г. ("E. Finch & Со Ltd", Чепстоу, Великобритания, название при закладке "War Apple") как стандартное судно типа "H" и поступил в собственность португальской судоходной компании. С 1927 г. принадлежал английской судоходной компании из Кардиффа и использовался в качестве углевоза. В 1934 г. приобретен Наркомводом и включен в состав Балтийской главной конторы Совторгфлота. С 1935 г. входил в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. В 1942 г. по Севморпути совершил рейс из США в Белое море с грузами для снабжения портов и пунктов Арктики и 27.02.1943 г. переведен на баланс Северного государственного морского пароходства. В составе судов Се­верного бассейна осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в Белом, Баренцевом и Карском морях, доставлял пополнения и военные гру­зы в порт Лиинахамари. С 29.12.1944 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. 8.12.1948 г. передан Мурманскому государственному морскому пароходству. 20.02.1965 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и разделан на металл в Бремене.

СКАЛА (до 1932 г. "Maine")
Полная вместимость 6600 брт. Размерения 130.5 х 16.94 х 8.55 м. ГЭУ котломашинная, 517 н.л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1920 г. ("Harland & Wolff Ltd", Белфаст, Сев. Ирландия, название при закладке и после спуска на воду "War Riddle") как стандартное грузовое судно типа "N". В 1932 г. приобретен СССР и поступил в распоряжение Крабоморзверпрома. В 1944 г. передан Дальневосточному гос. морскому пароходству. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В 1958 г. передан объединению "Приморрыбпром". В 1965 г. еще числился в Регистровой книге морских судов СССР. Предположительно сдан для демонтажа и разделки на металл до 1975 г.

УССУРИ (до 1934 г. "Baron Sempill")
Полная вместимость 2498 т. Размерения 92.4 х 13.1 х 6 м. ГЭУ котломашинная, 258 н.л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший английский грузовой пароход. Построен в 1919 г. (" C. Hill & Son Ltd", Бристоль, Великобритания, название при закладке "War Plum") как стандартное грузовое судно типа "H". В 1934 г. приобретен Наркомводом и включен в состав Балтийской главной конторы Совторгфлота. Впоследствии передан Северному государственному морскому пароходству. С 7.05.1942 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. В 1943 г. вошел в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. В 1960-х гг. передан Минрыбхозу для использования в качестве плавбазы.

Силуэт грузового парохода пр. 1014
КАШИРСТРОЙ (до 1930 г. "Chebaulip")
Полная вместимость 4907 брт. Размерения 116 (114.98 по перпендикулярям) х 16.18 х 7.25 м. ГЭУ котломашинная, 1693 и.л.с. (472 н.л.с.). Скорость 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Todd Drydock & Construction Corporation", Такома, штат Вашингтон, США), название при закладке "War Artist", спущен как "Tacoma". До 1919 г. находился в распоряжении ВМС США. В 1930 г. приобретен Наркомводом и вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота. В 1933 г. передан Дальневосточной главной конторе Совторгфлота (по другим данным в 1936 г. передан Дальневосточному гос. морскому пароходству). С 9.08 до 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. Выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота в 1962 г.

НЕВАСТРОЙ (до 1930 г. "Bellingham)"
Полная вместимость 4900 брт. Размерения 114.98 х 15.85 х 7.28 м. ГЭУ котломашинная, 2300 и.л.с. (472 н.л.с.). Скорость 10 узлов. Грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Todd Drydock & Construction Corporation", Такома, штат Вашингтон, США, название при закладке "War Herald"). В 1930 г. приобретен СССР и в 1934 г. вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. С 9.08.1945 г. по 3.09.1945 г. входил в состав ТОФ в качестве транспорта. В августе 1945 г. участвовал в Южно-Сахалинской операции. В 1964 г. выведен из эксплуатации и сдан на слом.

НОВГОРОД (до 1928 г. "Ossa", до 1933 г. "Exbrook", до 1945 г. "Panama City")
Полная вместимость 4846 брт. Размерения 115.88 х 16.18 х 8.17 м. ГЭУ котломашинная, 3000 л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1920 г. ("Todd Drydock & Construction Corporation", Такома, штат Вашингтон, США). 15.04.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 4.03.1965 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков транспортных судов Минморфлота и превращен в плавмастерскую Владивостокского судоремонтного з-да.

ШАТУРСТРОЙ (до 1930 г. "Puget Sound")
Полная вместимость 4905 брт (дедвейт 7500 т). Размерения 120.62 х 16.26 х 7.24 м. ГЭУ котломашинная, 472 н.л.с. Скорость 10.5 узла.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Todd Drydock & Construction Corporation", Такома, штат Вашингтон, США, название при закладке "War Guide"). В 1930 г. приобретен Наркомводом и в 1932 г. вошел в состав Дальневосточной главной конторы Совторгфлота, а затем - Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В 1957 г. передан Черноморскому государственному морскому пароходству, в том же году выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота.

Силуэт грузового парохода пр. 1015 постройки верфи ''Moore Shipbuilding Co''
ЛУНАЧАРСКИЙ (до 1940 г. "Jalapa", до 1943 г. "Klamath")
Полная вместимость 6085 брт. Размерения 129.85 x 16.15 x 9.81 м. ГЭУ котлотурбинная, 2500 л.с. Скорость экономическая 10 узлов. Вооружение: 1 х 102-мм, 8 х 12.7-мм пулеметов.
Бывший американский грузовой турбоход. Построен в 1920 г. ("Moore Shipbuilding Co", Окленд, штат Калифорния, США). 6.01.1943 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 20.01.1960 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ПОЛТАВА (до 5.04.1945 г. и с 27.08.1945 г. "Meanticut")
Полная вместимость 6061 брт. Размерения 127.41 x 16.15 x 8.17 м. ГЭУ котлотурбинная, 2800 л.с. Скорость экономическая 10.5 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 76.2-мм, 8 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1921 г. ("Pacific Coast Shipbuilding Co", Бэй-Пойнт, штат Калифорния, США). Участвовал в переходах союзных конвоев PQ-18, QP-15 и RA-51. 5.04.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 27.08.1945 г. возвращен США из-за неисправности турбинной установки и исключен из списков судов Наркомата морского флота. В 1946 г. сдан на слом.

ТИМИРЯЗЕВ (до 1945 г. "Aquarius")
Полная вместимость 6094 брт. Размерения 126.95 х 16.22 х 8.35 м. ГЭУ котлотурбинная, 2500 л.с. Скорость 10.5/9 узлов. Вооружение: 1 х 127-мм, 8 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1920 г ("G.M. Standifer Construction" Ванкувер, штат Вашингтон, США). 2.03.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 9.03.1950 г. переведен на баланс Черноморского гос. морского парохдства. 5.11.1959 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

Силуэт грузового парохода пр. 1017 постройки компании ''Downey Shipbuilding Co''
САРАТОВ (до 1931 г. "Abron", до 1940 г. "Point Chico", до 16.02.1945 г. "Alcoa Guard")
Полная вместимость 4905 брт. Размерения 117.89 х 15.91 х 7.19 м. ГЭУ котломашинная, 2500 л.с. Скорость экономическая 9.5 узла. Вооружение: 1 х 76.2-мм, 2 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. (''Downey Shipbuilding Co'', Арлингтон, штат Нью-Йорк, США). 16.02.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. В августе 1945 г. в качестве войскового транспорта доставлял воинские пополнения и грузы в северокорейский порт Юки (Унги). 22.11.1945 г. признан непригодным к дальнейшей эксплуатации в качестве транспортного судна и поставлен на прикол. 22.12.1948 г. перестроен в судоремонтный з-д. 16.01.1965 г. исключен из списков предприятий Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

Силуэт грузового парохода пр. 1018 постройки компании ''Sun Shipbuilding & Dry Dock Co''
НОВОСИБИРСК (до 1939 г. "Dryden", до 7.02.1945 г. "Lafayette")
Полная вместимость 5887.19 брт. Размерения 132.46 х 17.6 х 8.41 м. ГЭУ котломашинная, 2600 л.с. Скорость экономическая 10 узлов. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 76.2-мм, 8 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г. ("Sun Shipbuilding & Dry Dock Co", Честер, штат Пенсильвания, США). 7.02.1945 г. принят советской закупочной комиссией и вошел в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. В августе 1945 г. в качестве войскового транспорта участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантной операциях. 2.01.1951 г. переведен на баланс Балтийского государственного морского пароходства. 24.09.1959 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан Адмиралтейскому ССЗ (Ленинград, ныне Сант-Петербург) для использования в служебно-вспомогательных целях. В начале 1970-х гг. сдан "Главвторчермету" для разделки на металл.

Силуэт грузового парохода пр. 1025 постройки компании ''Merchant Shipbuilding Corp.''
МАРИНА РАСКОВА (до 1930 г. "Mystic", до 1937 г. "Munmystic", до 1941 г. "Iberville", до 1943 г. "Ironclad")
Полная вместимость 7540 брт. Размерения 128.63 х 17.37 х 10.61 м. ГЭУ котломашинная, 2500 - 3000 л.с. Скорость ок. 12 узлов. Вооружение: 1 х 76.2-мм, 4 х 12.7-мм и 4 х 7.71-мм пулемета.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г. ("Merchant Shipbuilding Co", Честер, штат Пенсильвания, США), название при закладке "Salisbury". Прибыл в Архангельск в конвое PQ-17 24.07.1942 г. 13.09.1942 г. при возвращении в США в конвое QP-14 сел на мель, пробил днище и на буксире возвратился в Архангельск. 24.11.1942 г. в Белом море повторно сел на камни, пробил днище и лег на грунт. 11.12.1942 г. снят с мели АСО Беломорской флотилии и отбуксирован в Молотовск (Северодвинск) для ремонта. 25.03.1943 г. после аварийного ремонта принят от союзников в состав Северного государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Баренцевом, Белом и Карском морях. С 15.06.1944 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. 12.08.1944 г. торпедирован и потоплен германской ПЛ "U-365" в Карском море у о. Белый и 3.10.1944 г. исключен из списка судов Наркомата морского флота.

МЕНДЕЛЕЕВ (до 1940 г. "Yapalaga", до 23.03.1945 г. "Beauregard")
Полная вместимость 5976 брт. Размерения 127.35 х 16.46 х 7.74 м. ГЭУ котлотурбинная одновальная, 3000 л.с. Скорость экономическая 10.5 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 76.2-мм, 6 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1920 г. ("Merchant Shipbuilding Co", Бристоль, штат Пенсильвания, США). 23.03.1945 г. принят советской закупочной комиссией и вошел в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. С 9.08.1945 г. по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В августе 1945 г. участвовал в Южно-Сахалинской операции. 9.06.1947 г. переведен на баланс Балтийского гос. морского пароходства. 13.06.1969 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

СУРИКОВ (до 1928 г. "Ipswich", до 1945 г. "Campfire")
Полная вместимость 5689 брт. Размерения 122.13 х 16.42 х 9.17 м. ГЭУ котлотурбинная, 2088 л.с. Скорость экономическая ок. 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г (""Merchant Shipbuilding Co", Честер, штат Пенсильвания, США). 11.04.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 11.06.1946 г. передан на баланс Черноморского, затем - вновь Дальневосточного, 21.09.1949 г. - Северного и в 1951 г. - Балтийского гос. морского пароходства. 24.08.1956 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ЧЕЛЯБИНСК (до 1928 г. "Half Moon", до 1931 г. "Exanthia", до 1945 г. "W.R.Keever")
Полная вместимость 5946 брт. Размерения 127.39 х 16.52 х 7.65 м. ГЭУ котлотурбинная, 2800 л.с. Скорость 11.5/10 узлов. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 - 76.2-мм, 8 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1920 г ("Newburgh Shipyards Inc", Ньюбург, штат Нью-Йорк, США). 14.03.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 11.02.1956 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и превращен в плавучий склад. Сдан для разделки на металл в 1970 г.

Силуэт грузового парохода пр. 1037 постройки компании ''Federal Shipbuilding & Dry Dock Co''
АКАДЕМИК ПАВЛОВ (до 1937 г. "The Lambs", до 1944 г. "Exporter", до 1945 г. "Winona")
Полная вместимость 6197 брт. Размерения 120.55 х 16.76 х 8.23 м. ГЭУ котломашинная, 2500 л.с. Скорость экономическая ок. 10 узлов. Вооружение: 1 х 102-мм, 1 х 76.2-мм, 8 х 20-мм.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г. ("Federal Shipbuilding & Dry Dock Co", Кирни, штат Нью-Джерси, США). 20.02.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 11.06.1946 г. переведен на баланс Черноморского, 10.02.1947 г. - Латвийского и 25.06.19563 г. - Балтийского гос. морского пароходства. С 1.06 по 15.10.1951 г. находился в аренде у Минрыбпрома. 28.09.1973 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

Силуэт грузового парохода пр. 1063 постройки компании ''Standard Shipbuilding Corp.''
ВОЛХОВСТРОЙ (до 1930 г. "Galesburg")
Полная вместимость 4943 (по другим данным 5138) брт (дедвейт 7900 т). Размерения 109.65 х 14.85 х 7.21 м. ГЭУ котломашинная, 478 н.л.с. Скорость 8.9 узла.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Standard Shipbuilding Corporation", Шутерз-Айленд, штат Нью-Йорк, США). В 1930 г. приобретен Наркомводом и в 1934 г. вошел в состав Дальневосточной главной конторы Совторгфлота, а затем - Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В 1965 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота.

ДНЕПРОСТРОЙ (до 1930 г. "Dallas")
Полная вместимость 4756 брт (дедвейт 7850 т). Размерения 109.65 х 14.85 х 7.21 м. ГЭУ котломашинная, 478 н.л.с. Скорость 10.5 узла.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 (по другим данным в 1919) г. ("Standard Shipbuilding Corporation", Шутерз-Айленд, Нью-Йорк, США). В 1930 г. приобретен Наркомводом и в 1934 г. вошел в состав Дальневосточной главной конторы Совторгфлота, а затем - Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял внешние перевозки. Участвовал в переходе союзных конвоев PQ-12 и QP-10. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. В 1965 г. передан Камчатскому пароходству для использования в качестве отопителя судоремонтного завода.

СВИРЬСТРОЙ (до 1930 г. "Aledo")
Полная вместимость 4769 брт. Размерения 114.98 х 15.85 х 7.28 м. ГЭУ котломашинная, 2300 л.с. Скорость 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Standard Shipbuilding Corporation", Шутерз-Айленд, штат Нью-Йорк, США). Приобретен СССР в 1930 г. С 1931 г. входил в состав Дальневосточной главной конторы Совторгфлота, впоследствии вошел в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Погиб в декабре 1941 г. от огня японской артиллерии в Гонконге.

Силуэт грузового парохода пр. 1079 постройки верфи ''Skinner & Eddy''
БОРОДИНО (до 1941 г. "Egremont", до 1945 г. "Colobre")
Полная вместимость 6864 брт. Размерения 125.0 x 16.22 x 10.70 м. ГЭУ котломашинная, 1436 л.с. Скорость экономическая ок. 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г. ("Skinner & Eddy", Сиэтл, штат Вашингтон, США). 7.05.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 2.01.1951 г. переведен на баланс Балтийского гос. морского пароходства. 28.10.1963 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

НОГИН (до 1928 г. "Eldridge", до 1937 г. "Tacoma", до 19.12.1942 г. "Ewa")
Полная вместимость 7001 брт (водоизмещение 12828 т). Размерения 129.16 х 16.5 х 8.45 м. ГЭУ котломашинная, 2500 л.с. Скорость 10/9.5 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 2 х 20-мм, 4 х 12.7-мм и 2 х 7.62-мм пулемета (первоначально 1 х 76.2-мм, 4 х 12.7-мм и 2 х 7.62-мм пулемета).
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г ("Skinner & Eddy" Сиэтл, штат Вашингтон, США). 19.12.1942 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. В августе 1945 г. в качестве войскового транспорта участвовал в высадке десанта в Сейсин (Чхончжин) и в Южно-Сахалинской операции. Поврежден 16.08.1945 г. при подрыве на мине на подходе к Сейсину, но остался на плаву и вскоре был отремонтирован. 24.03.1948 г. удостоен мемориальной доски Минморфлота СССР. 18.10.1957 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

Силуэт грузового парохода пр. 1105 постройки верфи ''Skinner & Eddy''
КУЙБЫШЕВ (до 1928 г. "Edray", до 1937 г. "Olympia", до 1945 г. "Hamakua")
Полная вместимость 6406 брт. Размерения 122.44 х 16.71 х 9.78 м. ГЭУ котломашинная, 2500 л.с. Скорость экономическая ок. 10 узлов.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г ("Skinner & Eddy" Сиэтл, штат Вашингтон, США). 4.01.1945 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 8.04.1967 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

***

БАЛХАШ (до 1930 г. "Bar Harbor", до 1933 г. "Straum", с 1941 г. "ВТ-501")
Полная вместимость 2191 брт. Размерения 80.6 х 12.9 х 6.6 м. ГЭУ котломашинная, 160 н.л.с. Скорость 8.8 узла.
Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1918 г. ("Staten Island Shipbuilding", Стейтен-Айленд, штат Нью-Йорк, США), название при закладке "War Trader". В 1930 г. приобретен норвежской судоходной компанией, а в 1933 г. - СССР для Балтийской главной конторы Совторгфлота. Впоследствии вошел в состав Балтийского государственного морского пароходства. С началом Великой Отечественной войны мобилизован и зачислен в состав КБФ в качестве транспорта. Участвовал в перебазировании флота из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, шел в конвое № 3. Погиб 29.08.1941 г. от подрыва на мине в р-не между островами Вайндло и Родшер.

Однотипный "Терек" с 1937 г. входил в состав Дальневосточного гос. морского пароходства.

СКРУНДА (до 1920 г. "Lynchburg", до 1925 г. "Fusilier", до 1928 г. "Ertshandel", до 1940 г. "Skrunda", с 1941 г. "ВТ-529")
Полная вместимость 2414 брт. Размерения 91.1 х 13.4 х 5.85 м. ГЭУ котломашинная, 1500 л.с. Скорость 8 узлов.
Бывший американский грузовой пароход, название при закладке "War Platoon". Построен в 1918 г. ("Pusey & Jones Corporation", Уилмингтон, штат Делавэр, США). В 1920 г. продан бельгийской, а в 1928 г. - латвийской судоходной компании. После вхождения Латвии в СССР национализирован и вошел в состав Балтийского государственного морского пароходства. После начала Великой Отечественной войны мобилизован и включен в состав КБФ в качестве транспорта. Участвовал в перебазировании КБФ из Таллина (Таллинн) в Кронштадт, следовал в конвое № 3. 30.08.1941 г. тяжело поврежден прямым попаданием авиабомбы в 5 милях от о.Гогланд и лишился хода. Затоплен экипажем в связи с невозможностью буксировки.

Главная