Колесные буксиры

АВАНГАРД РЕВОЛЮЦИИ (до 13.01.1919 г. "Ольга")
Водоизмещение 445 т. Размерения 68.27 х 8.53/18.31 (по кожухам колес) х 1.42 м. ГЭУ котломашинная, 760 - 1080 л.с. Скорость 12/10 узлов. Вооружение: 2 х 12.7-мм пулемета. Экипаж 64 чел.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1898 - 1899 гг. (з-д Крюкова, Нижегородская губ. Российской Империи) для частного судовладельца. Национализирован 8.02.1918 г. и передан Главоду. Мобилизован в 1918 г. и вошел в состав Волжской флотилии в качестве вооруженного парохода. 7.02.1919 г. переклассифицирован в речную канонерскую лодку. Участвовал в гражданской войне. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии, а 26.05.1920 г. разоружен, исключен из списков РККФ и возвращен Вятскому рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. В конце 1950-х гг. выведен из эксплуатации, поставлен на прикол и использовался в качестве отопителя, а 21.12.1962 г. исключен из списков судов Минречфлота и сдан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

АКАДЕМИК ОЛЬДЕНБУРГ
Размерения 79.23 х 7.92/? х ? м. ГЭУ котломшинная, 1000 и.л.с. Скорость 18 км/ч.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1897 г. (з-д Курбатова, Нижний Новгород). Спущен на воду под названием "Гордей Чернов", затем носил название "Иван Григорьевич Стахеев". В 1940-х гг. находился в распоряжении пароходства Волготанкер. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. до 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве нефтевоза.

Сведения о судне любезно предоставил Е.Л.Смирнов, автор сайта "Речная справочная книжка".

АНАПА (до 1922 г. "Друг")
Полная вместимость 238 брт (водоизмещение 360 т). Размерения 37.80 х 6.93/12.5 (по кожухам колес) х 3.3 м. ГЭУ котломашинная, 350 и.л.с. Скорость 11.5/7 узлов. Дальность 800 миль.
Бывший австро-венгерский колесный буксирно-пассажирский пароход. Построен в 1889 г. (з-д "Hartmann", Будапешт, Австро-Венгрия). В 1890-х гг. приобретен Российской империей. В 1905 г. прошел ремонт с заменой котла. Во время Первой мировой войны мобилизован и включен в состав плавсредств ЧФ в качестве портового судна. В мае 1918 г. захвачен германскими оккупантами, с ноября 1918 г. находился в распоряжении белогвардейцев, а с декабря 1918 г. - англо-французских интервентов. В ноябре 1920 г. захвачен войсками РККА и передан Мортрану. С 1922 г. использовался как буксирный пароход. В 1930-х гг. входил в состав Азовского гос. морского пароходства в качестве портового буксира. С 19.07.1941 г. числился в составе ЧФ. Потоплен 12.08.1942 г. германской бомбардировочной авиацией в Керченском проливе.

БАЯН (до 18.09.1918 г. "Баян", до 12.03.1919 г. вооруженный пароход № 4, до 15.06.1919 г. КЛ № 8, до 27.06.1921 г. посыльное судно № 4, до 25.03.1933 г. "Баян", до 9.04.1933 г. "Колхоз")
Водоизмещение 180 т. Размерения 31.09 х 5.20/10.04 (по кожухам колес) х 1.69 м. ГЭУ котломашинная, 220 л.с. Скорость 10.5 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1902 г. (Финляндия) по заказу частного судовладельца. Прошел кап. ремонт в 1912 - 1914 гг. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. 18.09.1918 г. мобилизоваг, вооружен и включен в состав Онежской флотилии в качестве вооруженного парохода. 12.03.1919 г. переклассифицирован в речную канонерскую лодку. 15.05.1919 г. переклассифицирован в посыльное судно. В конце 1919 г. переведен в Петроград и вошел в состав судов СНиС Онежского р-не БФ. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а 27.06.1921 г. разоружен и передан Прионежскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Северо-Западного бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки на Ладоджском оз. 9.10.1957 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минречфлота в связи с передачей "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

БЕРИЯ
Полная вместимость 223 брт. Размерения 55.10 х 6.71/? (по кожухам колес). ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 16.9 км/ч (9.1 узла).
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1899 г. (Киев). В начале Великой Отечественной войны передан Пинской флотилии, входил в состав Днепровского отряда речных кораблей. Взорван в августе 1941 г. при оставлении г. Кременчуг советскими войсками. В 1945 г. поднят спасателями Речного АСО ДВФ и восстановлен. На 1946 г. входил в состав судов Днепровского управления речного пароходства.

БИРОБИДЖАН (до 2.07.1919 г. " Инженер-технолог Цыганов", до 1930-х гг. "Цыганов", до 30.01.1941 г. "ОЗЕТ", с 24.06.1949 г. "Григорий Бугров")
Размерения 58.32 х 8.62/16.4 (по кожухам колес) х 1.16 м. ГЭУ котломашинная, 480 л.с. Скорость 10 /7,5 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1882 г. (з-д Журавлева, Нижний Новгрод, Российская империя) для нефтепромышленного и торгового об-ва "Мазут". Прошел кап. ремонт в 1908 г. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. 2.07.1919 г. мобилизован и зачислен в состав Волжской флотилии в качестве речной канонерской лодки. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии. Участвовал в гражданской войне. 2.03.1920 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвражен Астраханскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге, буксировал баржи с нефтепродуктами. В начале 1960-х гт. поставлен на прикол и использовался в качестве дымонагнетательной станции. 14.06.1967 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минречфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ВАНЯ-КОММУНИСТ (до 22.10.1918 г. "Дегтярёв")
Водоизмещение 541 т (дедвейт 140 т). размерения 63.40 х 8.53/18.36 (по кожухам колес) х 1.29 м. ГЭУ котломашинная, 840 и.л.с. Скорость 13 узлов. Экипаж 24 чел.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1911 г. (з-д а/о "Сормово", Нижний Новгород, Российская империя) для частного судовладельца. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. 22.10.1918 г. мобилизован и включен в состав Волжской флотилии в качестве вооруженного парохода. 7.02.1919 г. переклассифицирован в речную канонерскую лодку. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии. Участвовал в гражданской войне. В конце мая 1920 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. Погиб 13.05.1943 г. на Волге от подрыва на неконтактной мине противника в р-не Светлого Яра. После войны поднят водолазами Наркомата речного флота и 19.01.1946 г. ввиду невозможности восстановления исключен из списков судов Наркомата речного флота и передан "Главвторчермету" для разделки на металл.

ВОЛОДАРСКИЙ (до 19.08.1920 г. "Александр", с марта по июнь 1921 г. "Т-34")*
Полная вместимость 99 брт. Размерения 29.0 х 5.8/? (по кожухам колес) х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 100 л.с. Скорость 8 узлов.
Колесный буксирный пароход Таганрогского порта. Построен в 1864 г. в Англии. 5.08.1920 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав Азовской флотилии. 5.08.1921 г. возвращен Наркомату путей сообщения. На 22.06.1941 г. находился в составе плавсредств Таганрогского порта. С 19.07.1941 г. числился в составе ЧФ. 27.10.1941 г. потоплен авиацией противника в Керчи.

ВУЛЬФ (с мая по июль 1919 г. "Бойкий", с октября 1943 г. "Капитан Панин")
Полная вместимость 675 брт. Размерения 62.93 х 8.53/ 17.03 (по кожухам колес) х 1.85 м. ГЭУ котломашинная, 900 и.л.с. Скорость 9.7 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1882 г. (з-д Курбатова, Ниж.Новгород, Российская империя) для частного владельца. В марте 1918 г. национализирован. 5.06.1918 г. захвачен белочехами в Самаре и включен в состав Речной обороны белогвардейцев в качестве вооруженного парохода. В декабре 1918 г. захвачен частями РККА, но в марте 1919 г. отбит белыми и включен в состав Камской флотилии. В июне 1919 г. оставлен белыми в Перми, захвачен частями РККА и сдан Рупводу. С 17.04.1938 г. входил в состав пароходства "Волготанкер". Во время Великой Отечественнй войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в бассейнах р. Волга и ее притоков. С 8.08.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской военной флотилии в качестве нефтевоза. В конце 1950-х гг. выведен из эксплуатации и сдан для разделки на металл.

20 ЛЕТ РККА (до 1938 г. "Труд")
Полная вместимость 473 брт. Размерения 57.5 х 8.03/15.5 (по кожухам колес) х 1.35 м. ГЭУ котломашинная, 640 и.л.с. Скорость 12 км/ч (6.5 узла).
Буксирный колесный пароход. Построен в 1903 г. (з-д АО "Сормово", Сормово) для частного владельца. В марте 1918 г. национализирован и передан Волжскому Облводтрану. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами на Средней Волге, вооружен и включен в состав Речного боевого флота Комитета членов Учредительного собрания в качестве вооруженного парохода (канонерской лодки). Погиб 7.10.1918 г. от подрыва на мине у Зеленого острова на р. Кама. В начале 1920-х гг. поднят водолазами Госсудоподъема, восстановлен и 30.01.1923 г. передан Средне-Волжскому местному управлению. В марте 1934 г. вошел в состав Средно-Волжского речного пароходства. В 1939 г. передан Нижне-Волжскому речному пароходству. Во время Великой Отечественной войны выполял воинские и народнохозяйственные перевозки по рр. Волга, Кама и притокам. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве нефтевоза. После окончания боевых действий возвращен владельцу. В мае 1948 г. вошел в состав Волжского грузового речного пароходства, в декабре 1954 г. - Волжского объединенного речного пароходства. В начале 1960-х гг. выведен из эксплуатации, сдан "Главвторчермету" и разделан на металл.

ДНЕПРОСТРОЙ (до 2.01.1919 г. "Механик Приемский", до 29.01.1919 г. "Народоволец", до 19.03.1928 г. "Память тов. Володарского")
Водоизмещение 387 т. Размерения 65.23 х 8.84/18.29 (по кожухам колес) х 1.42 м. ГЭУ котломашинная, 1000 л.с. Скорость 11 узлов. Вооружение: 1 х 25-мм, 1 х 12.7-мм пулемет. Экипаж 60 чел.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1899 г. (з-д а/о "Сормово", Нижний Новгород, Российская империя) для нефтепромышленного и торгового общества "Мазут". Национализирован 8.02.1918 г. и передан Главоду. Мобилизован 17.09.1918 г. и вошел в состав Волжской флотилии в качестве вспомогательного судна. В декабре 1918 г. вооружен и переклассифицирован в вооруженный пароход, а 7.02.1919 г. - в речную канонерскую лодку. Участвовал в гражданской войне. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии, а 10.06.1920 г. разоружен, исключен из списков РККФ и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. В 1959 г. выведен из эксплуатации, поставлен на прикол и использовался в качестве отопителя.

КАЛМЫК (с октября 1918 г. до 26.04.1931 г. "Рошаль", с 21.02.1944 г. "Александр Матросов")
Размерения 57.9 х 9.1/18.7 (по кожухам колес) х 0.8 м. ГЭУ дизельная, 600 л.с. Скорость 8.6 узла.
Речной колесный буксирный теплоход. Построен в 1910 г. (Коломенский чугунолитейный и механический з-д, Московская губ. Российской империи) по заказу товарищества "Братья Нобель". 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду, с 11.06.1918 г. входил в состав Астраханского Рупвода. В октябре 1918 г. мобилизован, вооружен и включен в состав Волжской флотилии в качестве вооруженного парохода, а затем переклассифицирован в речную канонерскую лодку. 24.05.1919 г. получил повреждения в бою с белогвардейцами и затонул в р-не Елабуги. После гражданской войны поднят, восстановлен и введен в строй в качестве буксира. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского басейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. 30.07.1954 г. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов Минморречфлота и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

КИЕВ
Водоизмещение 544 т. Размерения 64.01 х 8.53/17.07 (по кожухам колес) х 1.24 м. ГЭУ котломашинная, 750 и.л.с.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1900 г. (Воткинский казенный з-д, Воткинск. Российская империя). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза.

КИРГИЗ
Размерения 55.25 х 9.14/17.45 (по кожухам колес) х 1.20 м. ГЭУ дизельная, 375 э.л.с. Скорость 15.7 км/ч.
Речной колесный буксирный теплоход. Построен в 1909 г. г. (Коломенский чугунолитейный и механический з-д, Московская губерния Российской империи) для тов. бр. Нобель. В 1918 г. национализирован. 26.06.1919 г. мобилизован и включен в состав астрахано-Каспийской военной флотилии. С 31.07.1919 г. входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 28.05.1920 г. возвращен Обводу Волжского бассейна. В 1940-х г. входил в состав пароходства "Волготанкер". Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза.

КРАСНОЕ ЗНАМЯ (до 1.09.1919 г. "Философ Платон")
Размерения 61.86 х 10.40/19.88 (по кожухам колес) х 1.60 м. ГЭУ дизельная, 700 л.с. Скорость 10/8 узлов.
Речной колесный буксирный теплоход. Построен в 1915 г. (Коломенский чугунолитейный и механический з-д, Московская губерния Российской империи) для торгово-промышленного и пароходного об-ва "Волга". 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. 19.06.1919 г. мобилизован и включен в состав Астрахано-Каспийской флотилии в качестве речной канонерской лодки. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии. Участвовал в гражданской войне. 9.06.1920 г. разоружен и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. 13.10.1947 г. выведен из эксплуатации и перестроен в дебаркадер. 7.06.1960 г. исключен из списков служебно-вспомогательных плавстредств Минречфлота и сдан Главвторчермету" для разделки на металл.

КРОНШТАДТ (до 18.07.1919 г. "Петроний", до 11.06.1940 г. "Альтфатер")
Водоизмещение 747 т. Размерения 64.10 х 10.05/19.91 (по кожухам колес) х 1.29 м. ГЭУ дизельная, 800 л.с. Скорость 9/7 узлов.
Речной колесный буксирный теплоход. Построен в 1913 г. (з-д "Нижегородский теплоход", с. Бор Нижегородской губернии, Российская империя) для торгово-промышленного и пароходного об-ва "Волга". 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. В июле 1918 г. мобилизован и включен в состав Вольской флотилии в качестве вооруженного парохода. В начале октября 1918 г. переведен в Волжскую флотилию. 22.10.1918 г. исключен из списков судов РККФ и возвращен Главоду. 19.06.1919 г. повторно мобилизован и включен в состав Астрахано-Каспийской флотилии в качестве вооруженного парохода. 18.07.1919 г. переклассифицирован в речную канонерскую лодку. 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии, а 7.07.1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. С июня 1920 г. по 17.10.1920 г. входил в состав Куринского речного отряда МСКМ. Участвовал в гражданской войне. 19.10.1920 г. разоружен и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. 23.04.1955 г. выведен из эксплуатации и переклассифицирован в служебно-вспомогательное плавсредство. 8.04.1960 г. исключен из списков служебно-вспомогательных плавстредств Минречфлота и сдан Главвторчермету" для разделки на металл.

КУЗНЕЦ
Полная вместимость 310 брт (водоизмещение 386.3 т). Размерения 54.70 х 7.01/13.34 (по кожухам колес) х 1.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 и.л.с. Скорость 16 км/ч.
Колесный буксирный пароход, первоначальное название "Первый". Построен в 1882 г. (з-д Журавлева, Рыбинск, Российская империя). В 1938 г.прошел ремонт с заменой котла. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза.

МИЧУРИН (до 1937 г. "Козлов")
Полная вместимость 384 брт. Размерения 55.83 х 7.06/13.35 (по кожухам колес) х 1.45 м. ГЭУ котломашинная, 310 и.л.с. Скорость 17.7 км/ч (9.7 узла).
Буксирный колесный пароход. Построен в 1894 г. (з-д Журавлева, Рыбинск) для частной компании. В марте 1918 г. национализирован. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами на средней Волге, вооружен и включен в состав Речного боевого флота Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). В декабре 1918 г. захвачен частями РККА в Уфе на зимовке и сдан Рупводу. В марте 1919 г. отбит белогвардейцами, но уже в июне того же года вновь захвачен частями РККА. К маю 1920 г. переведен на Волгу и сдан Рупводу. В 1933 г. прошел кап. ремонт. В 1934 г. входил в состав Средне-Волжского речного пароходства, а в 1938 г. - Волжского нефтеналивного пароходства (Волготанкер). Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве нефтевоза. 23.03.1946 г. подчинен Минречфлоту СССР, в 1953 г. - Мимнморречфлоту, в 1954 г. - снова Минречфлоту СССР, а в 1956 г - Минречфлоту РСФСР. В начале 1960-х гг. выведен из эксплуатации и впоследствии разобран.

МОЛОТОВЕЦ (с 1905 г. до 4.06.1919 г. "Генерал Кондратенко", до 11.08.1919 г. "Бурлак", до 1930-х гг. "Бесстрашный")
Размерения 65.74 х 9.38/18.62 (по кожухам колес)х 1.42 м. ГЭУ котломашинная, 640 л.с. Скорость 8.6 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1895 г. (Коломенский чугунолитейный и механический з-д, Московская губ., Российская империя), первоначальное название не установлено. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. С 11.06.1918 г. входил в состав Нижегородского Рупвода. 4.06.1919 г. мобилизован, переоборудован в речную канонерскую лодку и 31.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. В ноябре 1919 г. разоружен и возвращен Нижекородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские, народнохозяйственные и экспортные перевозки. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве буксира. 19.04.1951 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минречфлота в связи с передачей "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ОПОРА СОЦИАЛИЗМА
Водоизмещение 677 т. Размерения 71.63 х 9.14/19.24 (по кожухам колес) х 1.33 м. ГЭУ котломашинная, 940 и.л.с.
Колесный буксирный пароход, первоначальное название "Батюшков". Построен в 1895 г. (Мотовилихинский казенный з-д, Пермь, Российская империя). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза.

ПОБЕДИТЕЛЬ (до января 1919 г. "Братья Каменские", до 1.07.1919 г. "Гордый", до 15.09.1919 г. "Братья Каменские")
Размерения 68.28 х 6.4/12.8 (по кожухам колес) х 1.33 м. ГЭУ котломашинная, 480 л.с. Скорость 12.2 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1883 г. (з-д Каменских, Пермь). Первоначальное название "Иван", затем носил название "Левшино". Прошел кап. ремонтв 1905 г. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. С 11.06.1918 г. входидл в состав Нижегородского Рупвода. 25.12.1918 г. захвачен белогвардейцами в Перми и в январе 1919 г. включен в состав Камской флотилии белых в качестве речной кнонерской лодки. 1.07.1919 г. отбит частями Красной Армии и 15.09.1919 г. зачислен в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 10.05.1920 г. разоружен и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские, народнохозяйственные и экспортные перевозки. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве буксира. 19.04.1951 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минречфлота в связи с передачей "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

РАДИСТ
Размерения 42 х 6.10/? (по кожухам колес) х 0.98 м. ГЭУ котломашинная, 280 и.л.с. Скорость 15 км/ч.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1931 г. (Гороховец). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза.

РОСТОВ
Полная вместимость 94 брт (водоизмещение 207 т. Размерения 31.65 х 4.66/9.15 (по кожухам колес) х 2 м. ГЭУ котломашинная, 125 л.с. Скорость 4/3 узла, дальность 300 миль.Экипаж 22 чел.
Колесный речной буксирный пароход. Построен в 1896 г. (Ростов-на-Дону) для Комитета донских гирл. Прошел кап. ремонт в 1911 г. Национализирован 6.02.1918 г. После взятия Ростова-на-Дону белыми возвращен владельцу. 11.02.1920 г. захвачен войсками РККА, повторно национализирован и передан Наркомату путей сообщения. Находился в отстое до конца 1920-х гг. С 30.01.1931 г. вошел в состав Азовской конторы Черноморского управления Совторгфлота, а с 1934 г. - Азовского гос. морского пароходства. 6.07.1941 г. вошел в состав плавсредств Черноморско-Азовского бассейнового управления, а к октябрю 1941 г. - в состав Азовской флотилии ЧФ. В конце июня 1942 г. работал в Темрюке. К середине августа того же года прорвался через Керченский пролив на Кавказ. В сентябре 1944 г. исключен из списков ЧФ м передан Азовскому гос. морскому пароходству. Выведен из эксплуатации и разобран на металл в 1952 г.

РЫБАК
Полная вместимость 450 брт. Размерения 60.96 х 7.52/13.77 (по кожухам колес) х 1.65 м. ГЭУ котломашинная, 650 и.л.с. Скорость 11 км/ч (5.9 узла).
Буксирный колесный пароход. Построен в 1859 г. ("Soc. Anon. John Cockerill", Хобокен, Бельгия) для частного владельца, доставлен в Россию и собран в Балахне. В марте 1918 г. национализирован и подчинен Волжскому Облводтрану. В июле 1918 г. захвачен белоповстанцами, вооружен и включен в состав Речного боевого флота Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). 31.12.1918 г. захвачен частями РККА в Уфе и сдан Рупводу. Отбит белогвардейцами в марте 1919 г. и поставлен в отстой. В июне того же года вновь захвачен частями РККА и передан Рупводу. В 1934 г. вошел в состав Средне-Волжского речного пароходства, в 1939 г. передан Нижне-Волжскому речному пароходству. Во время Великой Отечественной войны выполял воинские и народнохозяйственные перевозки по рр. Волга, Кама и притокам. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве буксира. С мая 1948 г. входил в состав Волжского грузового речного пароходства. В начале 1950-х гг. выведен из эксплуатации, сдан "Главвторчермету" и разобран на металл.

САМОРОДОК
Водоизмещение 590 т. Размерения 68.99 х 8.86/15.77 (по кожухам колес) х 1.24 м. ГЭУ котломашинная, 600 и.л.с.
Колесный буксирный пароход. Построен в 1895 г. (з-д об-ва "Дружина", Звениговский затон, Российская империя). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве буксира.

СОВЕТСКИЙ КИТАЙ (до 10.07.1918 г. "Добрый", до 7.02.1919 г. Вооруженный пароход № 6, до 19.10.1919 г. "Добрый", до 17.12.1919 г. "Товарищ Маркин", до 1920-х гг. "Добрый", до 1930-х гг. "Красный Китай")
Водоизмещение 562 т. Размерения 61.24 х 7.92/15.85 (по кожухам колес) х 1.34 м. ГЭУ котломашинная, 560 - 650 л.с. Скорость 10/7 узлов.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1870 г. (з-д Гакса, Кунгур, Пермская губерния Российской империи). Национализирован 8.02.1918 г. и передан Главоду. 10.07.1918 г. мобилизован и зачислен в состав Волжской флотилии в качестве вооруженного парохода, а 7.02.1919 г. переклассифицирован в речную канонерскую лодку. Участвовал в гражданской войне. 3.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской флотилии, а 17.12.1919 г. разоружен и передан Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. 20.05.1958 г. выведен из эксплуатации и передан "Главвторчермету" для демонтажа и реализации.

СОКРАТ (с 6.08 по 5.11.1919 г. "Буйный")
Водоизмещение 540 т. Размерения 51.82 х 8.53/15.85 (по кожухам колес) х 1.42 м. ГЭУ котломашинная, 700 - 850 л.с.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1891 г. (Курбатовский з-д, Нижний Новгород, Российская империя). Национализирован 8.02.1918 г. и передан Главоду. 9.06.1918 г. мобилизован и зачислен в состав Волжской флотилии в качестве речной канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. 5.11.1919 г. разоружен и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. В сентябре - ноябре 1942 г. за успешное выполнение плановых заданий первым в Наркомате речного флота награжден переходящим Вымпелом Государственного комитета обороны. 22.03.1947 г. за особые заслуги экипажа в годы войны отмечен мемориальной доской Минречфлота. 5.11.1958 г. выведен из эксплуатации и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

СОРЕВНОВАНИЕ (до 17.11.1919 г. "Благодетель", до 14.04.1920 г. "Жан-Поль Марат", до 26.04.1931 г. "Благодетель")
Размерения 59.07 х 7.82/14.94 (по кожухам колес) х 1.25 м. ГЭУ котломашинная, 480 - 540 л.с. Скорость 10/7.7 узла.
Речной колесный буксирный пароход. Построен в 1903 г. (з-д Кузнецова, Нижний Новгород).Прошел кар. ремонт в 1917 г. 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. С 11.06.1918 г. входил в состав Нижегородского Рупвода. 22.07.1919 г. мобилизован, переоборудован в речную канонерскую лодку и вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 14.04.1920 г. разоружен и возвращен Нижегородскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские, народнохозяйственные и экспортные перевозки. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве буксира. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минречфлота в связи с передачей "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ТЕЛЬМАН (до 17.10.1919 г. и с декабря 1920 г. по 1930-е гг. "Малоросс", до декабря 1920 г. "Жан Жорес")
Размерения 55.47 х 8.62/15.96 (по кожухам колес) х 0.71 м. ГЭУ дизельная, 800 - 810 л.с.
Речной колесный буксирный теплоход. Построен в 1909 г. (Коломенский чугунолитейный и механический з-д, Московская губерния Российской империи) для т-ва "Братья Нобель". 8.02.1918 г. национализирован и передан Главоду. Мобилизован в апреле 1919 г. и включен в состав Царицынского отряда судов Донской военной флотилии. 28.06.1919 г. переведен в Астрахано-Каспийскую флотилию и переклассифицирован в речную канонерскую лодку. 3.07.1919 г. вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а 5.07.1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовал в гражданской войне. В декабре 1920 г. разоружен и возвращен Астраханскому Рупводу. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе ВВФ в качестве нефтевоза. 21.04.1944 г. затонул в р-не Балаково по халатности вахтенной службы. Поднят, восстановлен и введен в строй. 1.04.1958 г. выведен из эксплуатации и передан "Главвторчермету" для демонтажа и разделки на металл.

ФЕДЕРАЦИЯ
Размерения 42.5 х 5.87/? (по кожухам колес) х 0.98 м. ГЭУ котломашинная, 150 л.с. Скорость 11.5 км/ч (6.2 узла).
Речной колесный буксирный пароход Днепровского речного пароходства. Построен в 1933 г. (Киев). С началом Великой Отечественной войны передан Пинской флотилии в качестве буксира. При отходе частей РККА из Киева в сентябре 1941 г. затоплен экипажем. В 1944 г. поднят спасателями Речного АСО и впоследствии восстановлен. В 1946 г. входил в состав Днепровского управления речного пароходства.

Главная