Тип "СП-7" - 10 единиц

Водоизмещение 680 т. Размерения 39.0 х 8.2 х 3.5 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 800 л.с. Скорость 12 узлов, дальность 2600 миль. Вооружение: 2 х 45/46-мм, 2 х 7.62-мм пулемета.

1. СП-7 (с 1945 г. "МБ-45")
Морской буксир. Заложен в 1932 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен 28.04.1933 г., сдан в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы. Доставлял боеприпасы и топливо, эвакуировал раненых и гражданское население. Получил серьезные повреждения, но своим ходом пришел в Поти, где был отремонтирован. В 1945 г. возвратился в Севастополь.

2. СП-8
Морской буксир. Заложен в 1933 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1936 г. Работал в Одесском порту, имел литерно-цифровое обозначение "ОП-8". Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ в Днепро-Бугском лимане. 21.09.1941 г. во время оказания помощи КЛ "Красная Армения" и ЭМ "Фрунзе" тяжело поврежден авиацией противника и затонул у косы Тендра.

3. СП-9 (с 1950 г. "МБ-36")
Морской буксир. Заложен в 1937 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1939 г. Работал в Одесском порту, имел литерно-цифровое обозначение "ОП-9". Участвовал в обороне Николаева. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ в Днепро-Бугском лимане. 16.08.1941 г. при оставлении Николаева частями Красной Армии затоплен командой. В 1950 г. поднят, отремонтирован и передан Николаевскому порту. В 1960 г. выведен из эксплуатации и разделан на металл.

4. СП-10 (с 1943 г. "ЧФ-4", с 1948 г. "МБ-40", с 1978 г. "ОТ-463")
Морской буксир. Заложен в 1937 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1939 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Севастополя, обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ. В 1942 г. перешел на Кавказ, а в 1945 г. вернулся в Севастополь. В 1978 г. переклассифицирован в отопитель. Сохранился до настоящего времени.

5.СП-11 (с 1949 г. "МБ-41")
Морской буксир. Заложен в 1938 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1940 г. Работал в Севастопольском порту. 10.08.1941 г. при буксировке из Николаева в Севастополь недостроенного крейсера "Фрунзе" потоплен германской бомбардировочной авиацией у Очакова. В 1949 г. поднят и отремонтирован. Работал в Севастопольском и Николаевском портах. В 1970 г. выведен из эксплуатации и разделан на металл.

6. СП-12
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в начале 1940 г., сдан 1.08.1940 г. Работал в Севастопольском порту. 22.06.1941 г. погиб от подрыва на германской мине у входа в Севастопольскую бухту.

7. СП-13 (с 1942 г. "ЧФ-1", с 1951 г. "МБ-31")
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в конце 1940 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, совместно с др. судами буксировал из Одессы в Севастополь 5000-тонный плавдок, доставлял боеприпасы и топливо, эвакуировал раненых и гражданское население. Покинул Одессу 16.10.1941 г. в числе последних кораблей ЧФ. 28.10 - 5.11.1941 г. участвовал в эвакуации гарнизона Тендры. В 1942 г. перешел на Кавказ. С 13.12.1942 г. до 18.09.1943 г. числился в составе ЧФ в качестве спасательного судна. После войны возвратился в Севастопольский порт. В 1951 г. передан Одесской (Военно-морской ?) базе.

8. СП-14 (с 1951 г. "МБ-39")
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в конце 1940 г., сдан в начале 1941 г. Работал в Севастопольском порту. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, доставлял боеприпасы и топливо. В начале января 1942 г. участвовал в высадке десанта а Евпаторию. В июле 1942 г. при оставлении Севастополя войсками Красной Армии затоплен командой в Севастопольской бухте. Поднят в 1947 г., отремонтирован и работал в Севастопольском порту. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.

9. СП-15 (с 1950-х гг. "МБ-30")
Морской буксир. Заложен в апреле 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в вгусте 1940 г., сдан в июне 1941 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей ЧФ ушел из Одесского порта. В ноябре 1941 г. участвовал в эвакуации войск Красной Армии с Керченского п-ва. В 1942 - 1943 гг. работал в портах Кавказа. 14.04.1943 г. во время шторма затонул в б. Геленджик. В 1945 г. поднят, отремонтирован и возвращен в состав судов обеспечения ЧФ. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.

10. СП-16 (с 1950-х гг. "МБ-32")
Морской буксир. Заложен в апреле 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в вгусте 1940 г., сдан в октябре 1941 г. Участвовал в эвакуации оборудования Севморзавода на Кавказ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ. Прошел ремонт в 1945 - 1946 гг., затем работал в Севастопольском порту. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.

Главная