Тип "Удалец"

Силуэт буксирного парохода ''Фанагория''
КАБАРДИНКА
Полная вместимость 61 брт. Размерения 24.48 х 5.22 х 2.31 м. ГЭУ котломашинная, 220 и.л.с. Скорость 9 узлов.
Построен в 1905 г. (з-д Ваддона, Херсон) по заказу Министерства торговли и промышленности Российской империи. Вст. в строй в 1906 г. Приписан к порту Новороссийск. В 1913 г. находился в распоряжении Батумского торгового порта. В ноябре 1920 г. захвачен в Севастополе частями РККА и передан Черномортрану НКПС. Прошел ремонт и в 1924 г. включен в состав плавсредств Севастопольского торгового порта. В 1939 г. находился в распоряжении Керченского портоуправления С 22.06.1941 г. по 13.07.1942 г. числился в составе ЧФ, по некоторым данным получил обозначение "СП-27". 26.08.1941 г. вошел в состав судов Охраны рейда Керченской военно-морской базы, затем был включен в состав боновой партии Новороссийской военно-морской базы. 11.08.1942 г. потоплен германской бомбардировочной авиацией в Новороссийске и 25.09.1942 г. исключен из списков. Поднят в 1944 г. и поставлен в отстой. В начале 1950-х гг. из-за невозможности восстановления разобран на металл.

На памятнике "Морякам и судам Азовского морского пароходства, погибшим в боях Великой Отечественной войны" в г. Мариуполь была указана дата гибели судна 13.07.1942 г. без указания причины.

СП-6 ( до 1924 г. "Удалец", до 1.01.1932 г. "Кооператор")
Водоизмещение 120 т. Размерения 26.0 х 5.1 х 2.7 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 656 миль.
Буксирный пароход. Построен в 1900 г. (Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, ныне Хельсинки, Финляндия) по заказу Морведа. 1.05.1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками, в ноябре 1918 г. перешел в распоряжение белогвардейцев, а в декабре того же года - англо-французских интервентов. С апреля 1919 г. входил в состав белогвардейского флота. В ноябре 1920 г. захвачен войсками РККА и в декабре того же года включен в состав Морских сил Черного моря. С 1922 г. входил в состав плавсредств Главного военного порта. Прошел кап. ремонт с декабря 1939 г. по 1941 г. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия ЧФ.

ФАНАГОРИЯ (с 25.07.1920 г. "Емельян Пугачев", с 1922 г. "Фанагория")
Водоизмещение 155 т. Размерения 24.5 х 5.30 х 3.60 м (до модернизации 24.38 х 5.30 х 2.13 м). ГЭУ котломашинная, 240 и.л.с. Скорость 7.5 узла.
Построен в 1908 г. (Общество судостроительных и литейных заводов, Николаев) для Ростовского торгового порта. В мае 1918 г. затоплен экипажем в ковше порта во избежание захвата германскими войсками. 8.01.1920 г. поднят и отремонтирован. 1.07.1920 г. мобилизован и включен в состав транспортного отряда Азовской флотилии, но 6.07.1920 г. вооружен и включен в боевой состав флотилии в качестве сторожевого судна. Участвовал в боях с Азовской флотилией белогвардейцев. По окончании боевых действий на Азовском море возвращен Главоду. В середине 1930-хх гг. прошел ремонт с модернизацией. С началом Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки и обеспечивал действия кораблей Азовской военной флотилии. 20.11.1941 г. затоплен экипажем в ковше Ростовского порта во избежание захвата германскими войсками. 30.11.1941 г. поднят и 13.12.1941 г. вновь введен в строй. После захвата противником Таганрога 28.07.1942 г. подорван и вновь затоплен подрывниками Азовской военной флотилии у с. Донское. В августе 1943 г. поднят водолазами АВФ и отбуксирован н з-д "Красный моряк". После восстановительного ремонта 18.12.1943 г. передан Азовской военной флотилии в качестве буксира. Выполнял воинские перевозки через Керченский пролив, участвовал в спасении экипажа буксира "Мухин", подорвавшегося на мине на переходе Опасное - Чушка. После освобождения Крыма возвращен Ростовскому порту. Находился в эксплуатации до 1965 г., затем поставлен на холодный отстой и в 1967 г. разделан на металл.

Главная